Слово на Крещение Господне и Богоявление

19 января н. ст.

Тропарь Крещения Господня, глас 1

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, / возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, / и Дух в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. / Явле́йся Христе́ Бо́же, // и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

«Явился еси днесь вселенней…»—так воспевает святая Церковь своему Спасителю и Господу, называя нынешний праздник Крещением или Богоявлением а также Просвещением. Крещением потому что Господь Иисус Христос, не имея на Себе от рождения никакого греха, приходит на берег Иордана в толпе людей, как один из многих, и принимает крещение от Иоанна. Христос является народу не как грозное Божество, нисходящее с небес в блистании молний и грохоте грома, не как всевластный земной владыка или великий герой, которого людская молва могла бы наделить Божественным могуществом, но смиренно смешавшись с сонмом кающихся грешников, как Сын Человеческий. Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас, и при всём этом будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам.

Богоявлением ибо сам Бог являет Себя миру во всей Троической сущности. Слышен был свидетельствующий с неба глас Бога Отца, о Сыне своем возлюбленом и Дух Святой сошел  в виде голубя на Крещаемого.  Просвещением именуется праздник потому, что в явлении миру Христа Спасителя воссиял разум божественного ведения всей Святой Троицы, просвещаясь которым, люди во все времена вступают через таинство Крещения в единение с Церковью, телом Христовым, с Богом.

Таким образом, Богоявление на реке Иордан и событие Крещения открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он — человек. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «один и Тот же Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек». При этом Божественная природа не подавляет и не поглощает человеческую, но обе они сообщают о Богочеловеческой личности Иисуса Христа, является гармоническое единство сочетаясь неслитно и одновременно нераздельно.

Ныне Христос является миру для Своего земного общественного служения. В тридцать лет Спаситель принимает крещение. Тридцать лет, по иудейским обычаям и законам, давали право и возможность человеку быть учителем. До этого времени Христос жил в Назарете, «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости…» (Лк.2,40), преуспевал в любви у Бога и людей (Лк.2,52). Три с половиной года—вот небольшой период времени, в который Господь наш Иисус Христос совершил Свое земное служение. Но этот период явил миру Новый Завет, новую эру. Христос явил миру Свою божественную силу, власть и могущество, а также Свое смирение, страдание, совершил дело нашего спасения.

Его служение называется первосвященническим, царским и пророческим. В Ветхом Завете за людские грехи первосвященники приносили в жертву Богу закалаемых животных. И приносящие и приносимое являли собою символ и были прообразом новозаветной Жертвы. Без образов и символов, как Верховный Божественный Первосвященник, Христос принес Себя как Жертву живожертвенную за все человечество, сделавшись вечным нашим Ходатаем (1 Ин.2,1; Евр.8,6; 9,15; 12,24). Он остается навсегда Первосвященником, Он есть приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, всегда ядомый и никогда не иждиваемый, разделяемый и не разделенный, но вечно спасающий приходящих к Нему. Кровию Своею Он купил нам свободу, кровию Он обновил все ветхое человечество. Его искупительная жертва распространяется на всех, она вводит нас в общение и единение с Богом—такое единение, которое не может сравниться ни с каким общением и единением между земнородными.

Христос явил в Своем служении царское величие. Прежде всего оно заключается в Его божественной силе и власти. Он исцеляет больных, изгоняет бесов, очищает прокаженных, дает зрение слепым, восставляет хромых и, наконец, воскрешает мертвых. Ему, как Царю, Его царственной власти надлежало победить смерть—и Своим Воскресением Христос явил эту победу, открыв врата рая всем верующим в Него. Царским и победоносным было Его сошествие во ад и освобождение всех там томящихся. Его царское служение продолжается. Только Он имеет власть, как Царь и Бог, прощать грехи, утешать, исцелять, приводить в разум истины, спасать и даровать жизнь вечную. Он основал на земле Церковь и является ее Главой. Мы именуем Его Пастыреначальником, изображаем Его в архиерейском достоинстве, восседающим на царском троне. Благодатию Святого Духа Он поставляет епископов, священников и диаконов, Он сохраняет полноту Церкви, созидает тело церковное для блага и спасения людей.

Служение Христа Спасителя именуется пророческим. На Нем исполнились все ветхозаветные пророчества: предсказания о времени и месте Его рождения, о Его служении, о страданиях, смерти, Воскресении и Вознесении. Пророческим Его служение называется и потому, что Он Сам, великий и божественный Пророк, Он Сам предсказал о Себе, о Своем крестном подвиге и Воскресении, о судьбах основанной Им Церкви, о судьбах мира, о Царстве Небесном, которому не будет конца. Он приоткрыл нам завесу тайны Своего Второго и страшного пришествия и указал на некоторые признаки, предшествующие ему. Скольких бы грехов и падений мы могли избежать, если бы помнили о последнем дне своем и о Втором Христовом пришествии?!

Христос Спаситель призывает всех людей к служению Богу и людям. Каждый человек несет, по примеру Христа, свой земной крест. Мы не можем достигнуть вершины совершенства, которым в высшей мере и степени обладал наш Спаситель. Но мы призваны к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Наше жизнь на земле есть для нас самотверженое несение креста, в котором является возможность для совершенствования и достижения вечного блаженства в Боге. Христос не требует от нас ни мученической крови, ни сверхподвигов, это есть совершенное состояние к которому стремятся, избраные от утробы матери Богом по словам апостола Павла .От нас же мы можем принести веру в Бога и плоды этой веры, любовь к Богу и к людям. Если это будет у нас, мы пройдем  по тому пути, который указан, пройден и освящен Им, и мы достигнем того, чего хочет от нас Господь. Имея все средства и возможности, а также постоянную благодатную помощь Божию, только тот, кто сознательно и принципиально не хочет спасения, может остаться вне брачного чертога Небесного Жениха.

Воспевая благодатное явление Христа миру, через которое «знаменася на нас свет» Его, проникнемся чувством благодарности, благоговейного трепета и христианской радости о Боге Спасителе нашем, будем славить Его: «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе»! Аминь.

С ПРАЗДНИКОМ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *