Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский

Свя­ти­тель Мит­ро­фан, пер­вый епи­скоп Во­ро­неж­ский, ро­дил­ся 6 но­яб­ря 1623 го­да во Вла­ди­мир­ской зем­ле, по пред­по­ло­же­нию, в се­мье свя­щен­ни­ка. Мир­ское имя бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля бы­ло Ми­ха­ил. По­ло­ви­ну сво­ей жиз­ни свя­той про­жил в ми­ру, был же­нат и имел де­тей. Со­хра­ни­лись све­де­ния о за­бот­ли­во­сти свя­то­го Мит­ро­фа­на по вос­пи­та­нию сво­е­го сы­на Ива­на. Бу­ду­щий епи­скоп был неко­то­рое вре­мя свя­щен­ни­ком в се­ле Си­до­ров­ском Суз­даль­ской епар­хии. На 40-м го­ду жиз­ни он ов­до­вел и ре­шил по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Сво­им ме­сто­жи­тель­ством он из­брал Зо­лот­ни­ков­ский Успен­ский мо­на­стырь неда­ле­ко от Суз­да­ля, где и был по­стри­жен в ино­че­ство с име­нем Мит­ро­фан.

Здесь угод­ник Бо­жий на­чал ино­че­ское по­движ­ни­че­ство, от­ли­ча­ясь глу­бо­ким сми­ре­ни­ем. О его стро­гой ино­че­ской жиз­ни ста­ло из­вест­но в мо­на­ше­ской сре­де. Через три го­да по­сле вступ­ле­ния в Зо­лот­ни­ков­скую оби­тель бра­тия со­сед­не­го Яхром­ско­го Кос­ми­на мо­на­сты­ря, не имев­ше­го в ту по­ру на­сто­я­те­ля, ста­ли про­сить мест­ное ду­хов­ное на­чаль­ство о по­став­ле­нии им в игу­ме­ны Мит­ро­фа­на. Прось­ба бы­ла ис­пол­не­на. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием.

Ко­гда о рев­но­сти по­движ­ни­ка узнал пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Иоаким, он по­ру­чил ему бо­лее об­шир­ную Ун­жен­скую оби­тель, ос­но­ван­ную в XV в. пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Жел­то­вод­ским в Ко­стром­ской зем­ле. Здесь бу­ду­щий свя­ти­тель на­сто­я­тель­ство­вал око­ло се­ми лет, в те­че­ние ко­то­рых мо­на­стырь до­стиг про­цве­та­ния. Был по­стро­ен храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, на­пи­са­но нема­ло за­ме­ча­тель­ных икон.

Мо­на­стырь игу­ме­на Мит­ро­фа­на при­вле­кал вни­ма­ние не од­но­го пат­ри­ар­ха, но и ца­ря Фе­о­до­ра Алек­се­е­ви­ча, ко­то­рый по­се­щал оби­тель и неред­ко бе­се­до­вал с на­сто­я­те­лем. При дво­ре к свя­то­му от­но­си­лись с осо­бым по­чте­ни­ем. Ко­гда в 1682 го­ду по ре­ше­нию Мос­ков­ско­го Цер­ков­но­го Со­бо­ра 1681 го­да бы­ла об­ра­зо­ва­на но­вая Во­ро­неж­ская епар­хия, царь Фе­о­дор пер­вым ее епи­ско­пом пред­ло­жил на­зна­чить игу­ме­на Мит­ро­фа­на. Епи­скоп­скую хи­ро­то­нию 2 ап­ре­ля 1682 го­да воз­гла­вил пат­ри­арх Иоаким.

Свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну при­шлось быть сви­де­те­лем бун­та рас­коль­ни­ков в июле то­го же го­да и при­сут­ство­вать на «пре­нии о ве­ре» меж­ду ста­ро­об­ряд­ца­ми и пра­во­слав­ны­ми в Гра­но­ви­той па­ла­те. Это со­бы­тие про­из­ве­ло на него силь­ное впе­чат­ле­ние и впо­след­ствии ска­за­лось на его ар­хи­ерей­ских де­лах. Свя­ти­тель Мит­ро­фан при­об­рел из­вест­ность как об­ли­чи­тель рас­ко­ла и спо­движ­ник пат­ри­о­ти­че­ских на­чи­на­ний ца­ря-ре­фор­ма­то­ра. Свя­ти­тель Мит­ро­фан рас­смат­ри­вал ду­хо­вен­ство как си­лу, спо­соб­ную воз­дей­ство­вать на на­се­ле­ние са­мым бла­го­твор­ным об­ра­зом. В са­мом на­ча­ле сво­ей де­я­тель­но­сти свя­ти­тель на­чал со­ору­жать в Во­ро­не­же но­вый ка­мен­ный храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель Мит­ро­фан лю­бил цер­ков­ное бла­го­ле­пие и вкла­ды­вал в стро­и­тель­ство со­бо­ра огром­ные сред­ства. Быт свя­ти­те­ля был бо­лее чем скро­мен.

Осо­бую стра­ни­цу в био­гра­фии свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на со­став­ля­ют его вза­и­мо­от­но­ше­ния с Пет­ром I. Свя­ти­тель глу­бо­ко и со­чув­ствен­но вхо­дил в судь­бу мо­ло­до­го ца­ря, ста­рал­ся со­дей­ство­вать воз­ни­кав­шим по­лез­ным для Оте­че­ства пре­об­ра­зо­ва­ни­ям. Он одоб­рял по­строй­ку фло­та, пред­при­ня­тую Пет­ром I в Во­ро­не­же, и под­дер­жал ее ма­те­ри­аль­но. Ко­гда в 1696 го­ду рус­ские вой­ска одер­жа­ли по­бе­ду над тур­ка­ми под Азо­вом, Петр I по­ве­лел свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну как бы в на­гра­ду за уча­стие в этой по­бе­де име­но­вать­ся епи­ско­пом Во­ро­неж­ским и «Азов­ским». В то же вре­мя свя­ти­тель Мит­ро­фан не мог одоб­рить слиш­ком тес­но­го об­ще­ния ца­ря с ино­зем­ны­ми ино­вер­ца­ми и без­дум­но­го вос­при­я­тия их обы­ча­ев. Свя­ти­тель от­ка­зал­ся по­се­тить во­ро­неж­ский дво­рец ца­ря из–за на­хо­див­ших­ся в нем язы­че­ских ста­туй. Ко­гда раз­гне­ван­ный Петр стал гро­зить ему смер­тью, свя­ти­тель на­чал го­то­вить­ся к ней, пред­по­чи­тая уме­реть, неже­ли одоб­рить непри­ем­ле­мые для пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка язы­че­ские ри­ту­а­лы.

Ис­по­вед­ни­че­ство епи­ско­па усты­ди­ло Пет­ра, в знак со­гла­сия с ним он убрал ста­туи, и мир был вос­ста­нов­лен. На Во­ро­неж­ской ка­фед­ре угод­ник Бо­жий про­был 20 лет, до са­мой сво­ей кон­чи­ны.

Лю­би­мым раз­мыш­ле­ни­ем свя­то­го бы­ло па­мя­то­ва­ние о смер­ти, о за­гроб­ной жиз­ни, о мы­тар­ствах; лю­би­мой мо­лит­вой – мо­лит­ва об умер­ших.

Не бу­дучи зна­ком с рас­про­стра­нен­ной в XVII в. ла­тин­ской схо­ла­сти­кой, свя­ти­тель Мит­ро­фан пре­крас­но знал Свя­щен­ное Пи­са­ние и свя­то­оте­че­ские тру­ды. В сво­ем «Ду­хов­ном за­ве­ща­нии» свя­ти­тель Мит­ро­фан на­зи­дал: «Для вся­ко­го че­ло­ве­ка та­ко­во пра­ви­ло муд­рых му­жей: упо­тре­би труд, хра­ни уме­рен­ность – бо­гат бу­дешь; воз­держ­но пей, ма­ло ешь – здрав бу­дешь; тво­ри бла­го, бе­гай зло­го – спа­сен бу­дешь». Пре­ста­вил­ся к Бо­гу свя­ти­тель Мит­ро­фан в 1703 го­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти. Неза­дол­го до кон­чи­ны свя­ти­тель при­нял схи­му с име­нем Ма­ка­рий. По­гре­бен он был в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре в Во­ро­не­же с боль­ши­ми по­че­стя­ми: царь сво­и­ми ру­ка­ми по­мо­гал нести гроб свя­ти­те­ля, по­чи­та­е­мо­го им за «свя­то­го стар­ца».

С 1820 го­да чис­ло по­чи­та­те­лей мо­лит­вен­ной па­мя­ти свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на осо­бен­но воз­рос­ло, при со­бо­ре на­ча­ли по­яв­лять­ся за­пи­си о чу­де­сах на его гроб­ни­це. В 1831 го­ду по­сле­до­ва­ло офи­ци­аль­ное до­не­се­ние об этом Си­но­ду, по ре­ше­нию ко­то­ро­го 7 ав­гу­ста 1832 го­да со­сто­я­лось тор­же­ствен­ное от­кры­тие гро­ба, а за­тем по­сле­до­ва­ла ка­но­ни­за­ция свя­ти­те­ля. От его свя­тых мо­щей по ми­ло­сти Бо­жи­ей про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния страж­ду­щих те­лес­ны­ми и ду­шев­ны­ми неду­га­ми, одер­жи­мых, рас­слаб­лен­ных. В 1836 го­ду при Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре в Во­ро­не­же был учре­жден Бла­го­ве­щен­ский Мит­ро­фа­нов мо­на­стырь.

Па­мять о глу­бо­ком бла­го­че­стии и пас­тыр­ских доб­ро­де­те­лях свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на (в схи­ме Ма­ка­рия) свя­то чти­ма бы­ла в Во­ро­не­же со вре­ме­ни его кон­чи­ны († 23 но­яб­ря 1703). Пре­ем­ни­ки его, во­ро­неж­ские прео­свя­щен­ные, счи­та­ли свя­щен­ным дол­гом еже­год­но тво­рить по­ми­но­ве­ние по пер­во­свя­ти­те­ле сво­ей паст­вы и его ро­ди­те­лях, иерее Ва­си­лии и Ма­рии. Жи­те­ли Во­ро­не­жа и окрест­но­стей при­хо­ди­ли в Бла­го­ве­щен­ский со­бор, где на ме­сте по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля со­вер­ша­лись па­ни­хи­ды. По­буж­де­ни­ем к уси­лен­но­му по­ми­но­ве­нию свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на бы­ло и пред­смерт­ное за­ве­ща­ние его – со­вер­шать о нем мо­лит­вы. Для это­го еще при жиз­ни свя­ти­тель устро­ил в со­бо­ре при­дел в честь свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла (небес­но­го по­кро­ви­те­ля свя­ти­те­ля в ми­ру); и в нем осо­бый при­чт со­вер­шал ран­ние за­упо­кой­ные ли­тур­гии. Впо­след­ствии но­вое по­ко­ле­ние хо­тя и не зна­ло свя­ти­те­ля, но так­же бла­го­го­вей­но по­чи­та­ло его па­мять. Уве­рен­ность в свя­то­сти пер­во­свя­ти­те­ля Во­ро­неж­ской епар­хии утвер­жда­лась нетле­ни­ем его мо­щей, осви­де­тель­ство­ван­ных при неод­но­крат­ном пе­ре­не­се­нии их из од­но­го хра­ма в дру­гой. Так, в 1718 го­ду Во­ро­неж­ский мит­ро­по­лит Па­хо­мий, при­сту­пая к по­строй­ке но­во­го со­бо­ра, при­ка­зал разо­брать ста­рый Бла­го­ве­щен­ский со­бор, при этом те­ло свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на бы­ло на вре­мя пе­ре­не­се­но в цер­ковь Неопа­ли­мой Ку­пи­ны; в 1735 го­ду те­ло свя­ти­те­ля бы­ло пе­ре­не­се­но в но­вый со­бор, при этом бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но нетле­ние его мо­щей. На ме­сте по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля обык­но­вен­но со­вер­ша­лись па­ни­хи­ды о нем.

С 1820 го­да за­ме­че­но бы­ло, что чис­ло по­чи­та­те­лей па­мя­ти свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, сте­кав­ших­ся в Во­ро­неж, чрез­вы­чай­но уве­ли­чи­лось. Уве­ли­чи­лись и бла­го­дат­ные зна­ме­ния. Ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский Ан­то­ний II неод­но­крат­но до­но­сил Свя­тей­ше­му Си­но­ду о чу­де­сах и ис­пра­ши­вал раз­ре­ше­ние на про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля. Свя­тей­ший Си­нод пред­пи­сы­вал на­блю­дать за бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми, по­лу­ча­е­мы­ми у гро­ба свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. В 1831 г. по осви­де­тель­ство­ва­нии нетлен­но­го те­ла свя­ти­те­ля прео­свя­щен­ный Ан­то­ний вме­сте с чле­на­ми ко­мис­сии Свя­тей­ше­го Си­но­да ар­хи­епи­ско­пом Яро­слав­ским Ев­ге­ни­ем и ар­хи­манд­ри­том Спа­со-Ан­д­ро­ни­ев­ско­го Мос­ков­ско­го мо­на­сты­ря Гер­мо­ге­ном убе­ди­лись в чу­до­дей­ствен­ном хо­да­тай­стве свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на у Пре­сто­ла Бо­жия. Свя­тей­ший Си­нод вы­нес ре­ше­ние о при­чте­нии свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на к ли­ку свя­тых. С тех пор Рус­ская Цер­ковь со­вер­ша­ет па­мять свя­ти­те­ля два­жды в год: 23 но­яб­ря – в день пре­став­ле­ния, 7 ав­гу­ста (1832) – в день про­слав­ле­ния.

В Во­ро­неж­ской епар­хии ар­хи­епи­ско­пом Ан­то­ни­ем II (1827–1846 гг.) в честь свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на бы­ли уста­нов­ле­ны еще сле­ду­ю­щие празд­но­ва­ния: 4 июня, на па­мять свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, пат­ри­ар­ха Ца­ре­град­ско­го, – день те­зо­име­нит­ства свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го, 2 ап­ре­ля – день ар­хи­ерей­ской хи­ро­то­нии свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на (в 1682 г.) и 11 де­каб­ря – по слу­чаю яв­ле­ния мо­щей свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на (в 1831 г.).

Свя­ти­тель Мит­ро­фан оста­вил ду­хов­ное за­ве­ща­ние.

Под­лин­ник его хра­нит­ся в Го­судар­ствен­ном Ис­то­ри­че­ском Му­зее (N 820/Син. 669). На за­ве­ща­нии соб­ствен­но­руч­ная скре­па-ав­то­граф свя­ти­те­ля: «Сия изуст­ная ду­хов­ная пот­пи(сал) я… епи­скоп Мит­ро­фан Во­ро­неж­ский».

На ниж­ней дос­ке (внут­ри) на­хо­дит­ся за­пись ско­ро­пи­сью ХVIII ве­ка: «Сия кни­га те­ста­мент или за­вет Прео­свя­щен­но­го епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го схи­мо­на­ха Ма­ка­рия, пи­сан в Бо­го­спа­са­е­мом гра­де Во­ро­не­же, в до­ме его Прео­свя­щен­ства, со­бор­ныя церк­ви диа­ко­ном Афа­на­си­ем Ев­фи­мо­вым. Пре­ста­ви­ся сей Прео­свя­щен­ный епи­скоп, схи­мо­нах Ма­ка­рий, но­ем­врия ме­ся­ца 23 дня 703–го го­да, а по­гре­бен де­каб­ря 4-го дня (Опи­са­ние ру­ко­пи­сей Си­но­даль­но­го со­бра­ния, не во­шед­ших в опи­са­ние А.В. Гор­ско­го и К.И. Невостру­е­ва. Со­ста­ви­ла Т.Н. Про­та­сье­ва. Часть II NN 820–1051, М., 1973, с. 6).

В день, пред­ше­ство­вав­ший от­кры­тию мо­щей свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский Ан­то­ний со­брал­ся ид­ти в цер­ковь, чтобы воз­ло­жить на них при­го­тов­лен­ное но­вое ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние. Вне­зап­но он ощу­тил в се­бе та­кое рас­слаб­ле­ние, что ед­ва мог прой­ти по кел­лии. Оза­бо­чен­ный этим, он сел в раз­мыш­ле­нии и услы­шал ти­хий го­лос: «Не на­ру­шай мо­е­го за­ве­ща­ния».

Не тот­час по­нял он это, но, ду­мая о сво­ем на­ме­ре­нии, со­брал­ся с си­ла­ми и от­крыл хра­ни­ли­ще, где бы­ло об­ла­че­ние, там он об­на­ру­жил схи­му, при­не­сен­ную неза­дол­го пе­ред тем неиз­вест­ной мо­на­хи­ней, вру­чив­шей ему со сло­ва­ми, что она ско­ро по­на­до­бит­ся.

Уви­дев эту схи­му, вла­ды­ка по­нял, что сло­ва «не на­ру­шай мо­е­го за­ве­ща­ния» есть во­ля свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, чтобы не по­ла­гать на его мо­щи ар­хи­ерей­ско­го об­ла­че­ния, а остав­лять их в схи­ме, сви­де­тель­ствуя тем о глу­бо­кой ду­хов­ной свя­зи со сво­им по­кро­ви­те­лем пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Ун­жен­ским и сво­ем край­нем сми­ре­нии.

(О свя­ти­те­ле Мит­ро­фане Во­ро­неж­ском – «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1944, N 11; 1953, N 10; 1963, N 11).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *