Ектенью сию: «Миром Господу помолимся». Ектения — значит, возношение или пространное моление о разных лицах и вещах. Ектения эта называется великой по двум причинам:
— во первых потому, что содержит в себе многие и подробные прошения о всех лицах и вещах;
— во вторых для отличия от другой ектении, называемой (паки и паки миром Господу помолимся)в которой те же прошения короче. Обе ектении, как великая, так и малая, называются мирными, потому что начинаются прошением о мире, и еще диаконскими, потому что они всегда читаются диаконом, когда он служит. Великая ектения заключает двенадцать разных прошений:
- Миром Господу помолимся — т.е. помолимся в мире с Богом, с правою верою в него, с чистою совестью и в мире со всеми ближними. Ибо не только без правой веры в Бога и без чистой совести, но и без взаимного согласия с ближними мы не можем приступать к молитве. Апостол Павел учит (1 Тим. Гл.2): « хощу убо, да молитвы творять мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления». И сам Спаситель (Марк. Гл. 11): «егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого». И потому, так как нам должно молиться с таким миром и прежде всего следует иметь мир в себе, то в начале ектении и говорится: «Миром Господу помолимся».
- О свышнем мире и спасении душ наших — потому что ежели Господь Бог благосердно призрит на нас свыше и примирится с нами, то ниспошлется и спасение душам нашим.
- О мире всего мира – как от Бога подаваемом, о мире, для которого Господь снисшел на землю, воплотился и пострадал; благостоянии святых Божиих церквей, необходимом для заключающегося в вере мира и жития по требованиям церкви и соединении всех в правой вере, любви и Богобоязненной жизни.
- О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он – дабы входящие в храм Божий стояли в нем с живою верою, с достодолжным благоговением и со страхом, приличным чадам Божиим.
- О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе) (имя) — так как архиереи занимают в священстве первое место; честнем пресвитерстве, поскольку пресвитеры вместе с ними действуют и совершают священные таинства; во Христе диаконстве, так как диаконы суть служители при совершении всех таинств; о всем притче, так как он заведует церковным пением и прочим благочинием; и людех, как верных, которые верою и житием соединяются с лицами освященными и которые ими же и освящаются.
- О Богохранимей стране нашей (Российстей), властех и воинстве ея – поскольку государь бодрствует об общем благе и во исполнение слов апостола Павла, который учит молиться за царя и за всех, иже во власти суть.
- О граде сем — т.е. в котором мы живем и который доставляет нам безопасность; всяком граде, где также живут наши ближние; стране, ибо христиане живут не в одних только городах, но и в селах; и верою живущих в них, дабы и они имели спокойное пребывание.
- О благорастворении воздухов — что необходимо для нашего телесного здравия; о изобилии плодов земных, которые потребны для пищи, пития и одеяния нашего; и временех мирных, чтобы мы не погибли от взаимных раздоров.
- О плавающих, находящихся на море; путешествующих, странствующих по суше; недугующих, одержимых болезнями душевными и телесными; страждующих, находящихся под судом, в трудах, в заточении, в тяжких работах, и во всякой скорби и нужде и обстоянии; плененных, взятых врагами; о спасении их, дабы Бог, зная прошения и нужды всякого, подал им всем Ему известными судьбами, избавление и спасение.
- О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды — таких бедствий, которые посещают нас непредвидимо, сверх нашего чаяния и ожидания.
- Помолившись о ближних, иерей обращается ко Господу, и говорит: заступи, так как Ты един защитник нас немощных и погибающих; спаси, так как един Спаситель бедствующих и безпомощных; помилуй, так как без помилования Твоего мы ничего не можем принести Тебе, Милостиве; и сохрани, потому что многие нападают на нас и стужают нам, и Ты един Боже, можешь сохранить нас Своею благодатию, не делами нашими, и не ради нашего моления, ибо мы спасаемся и освящаемся.
- Так как высочайший дар свыше есть воплощение единородного Сына, которое по преимуществу и называется благодатию, то иерей, сею благодатию преклоняя Бога на милость, прибавляет: пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши – то есть помянувши, или признавши началоводительницу святых, подательницу освящения, общую ходатаицу и Божественное орудие нашего спасения, призвав с священными через нее всеми святыми, которые суть одного с нами естества, и пекутся о нас, как сильные и бодрствующие о славе Божией – признав их, сами себе — как принадлежащие Богу, друг друга – по любви к ближним, ибо получили заповедь любить друг друга, и весь живот наш – подаваемый нам от Бога, то есть наши помышления, слова, дела, души и телеса, Христу Богу предадим — то есть претерпевшему за нас представим самих себя в жертву живую, давшему нам Себя Самого, принесем и мы самих себя да вверим себя Тому, Кто положил за нас душу, отдал Себя нам в пищу, промышляет о нас, любит, всегда заботится и спасает нас, как единый истинный Спаситель, так как без Него нам нельзя быть, жить, мыслить и что-нибудь делать. Тогда как того, кто предал себя Ему, никто не исхитит из руки отца Его. При всех прежних прошениях, предстоящие понимая их величайшую важность и необходимость, взывают только «Господи помилуй», и этим призывают на себя милость Божию, то теперь говорят «Тебе Господи» — то есть Тебе, Христе Боже, предаем себя самих. Когда все эти моления кончатся, тогда иерей запечатлевает их произносимым в честь Троицы славословием « яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу» свидетельствуя и уверяя сим богословием и славословием что все то, о чем мы просили, Бог исполнит.