Последование утрени

«Слава Святей»

Вечерня начинается словами: Благословен Бог наш, а утреня: Слава Святей; причина сего показана будет ниже (гл. 7, §2).

Шестопсалмие и все к нему приложения читаются одним

Таже глаголем шестопсалмие. Шестопсалмие состоит из шести псалмов, как показывает и самое название. Пред началом шестопсалмия читается: Слава в вышних Богу, – трижды, Господи, устне мои – дважды, и наконец: Господи, что ся умножиша стужающии ми. Все эти слова, равно как и все шестопсалмие, читает один. Оно разделяется на две части, и в каждой по три псалма; к обеим частям в конце прилагается: слава и ныне и аллилуиа.

Аминь пред шестопсалмием и славословие малое

Всему этому причина следующая: аминь говорится потому, что оно есть слово утвердительное и значит: ей, ей! Потому при всеобщем молчании, означающем безмолвие и благоговение ангелов, созерцающих страшное величие Божие, один из назначенных для сего чтецов, представляя собой образ ангела, посланного от Бога, начинает петь ангельскую песнь, которая воспета была некогда при рождестве Господнем и которую сначала воспел один из ангелов, явившись пастырям, а потом и множество вой небесных, то есть Слава в вышних Богу. Это и есть начало славословия ангелов о нашем спасении. Посему и здесь один чтец поет: Слава в вышних Богу, и повторяет эти слова трижды во славу препрославленной Троицы, и потом, сказавши дважды: Господи, устне мои, прибавляет в честь Троицы третий стих: Господи, что ся умножиша стужающии ми. Затем он читает шесть утренних псалмов, произнося славословие чрез каждые три псалма для прославления Троицы.

Свечи погашаются

Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться. Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого. А потому в Уставе и Служебнике приложено: таже глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших.

Утренние молитвы читаются пред царскими дверьми

Молитвы утренние. Как на вечерни священник один и про себя читает светильничные молитвы, изображая Ходатая Христа Сына Божия, обещанного Адаму и всему человеческому роду: так точно и в начале утрени тот же священник, после трех псалмов шестопсалмия, начинает читать пред святыми дверьми утренние молитвы один и про себя, показывая такое же ходатайство об исполнении молений, содержащихся в шестопсалмии.

«Бог Господь». Свечи возжигаются

В пророческом стихе: Бог Господь и явися нам прославляются два пришествия Христова: первое, как бы поутру, бывшее во плоти и нищете; второе во славе, имеющее быть на конце, как бы к вечеру мира, или ночью. Симеон Солунский (в гл. 309) пишет: «иерей тотчас, сотворив пред Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению (то есть миром Господу помолимся) и в это время зажигаются свечи, в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом громогласно, в подражание славословию ангелов, поется: Бог Господь и явися нам. Ибо Христос, как Бог, явился к нам во плоти во имя Господа Отца Своего и Себя Самого (плотское Его пришествие изображает ночь). поелику Он родился ночью, так как нам, седящим во тьме и сени неведения, свет, велий возсия, по словам Исаии: то и мы, находясь в житии сем, как в ночи, ожидаем, что вожделенный Жених наших душ приидет к нам среди ночи». Итак, поелику Христос родился ночью и ночью же придет опять, то и стих: Бог Господь, прославляющий два Его пришествия, поется всегда ночью, то есть на утренях, а не на других дневных славословиях; а если и поется на молебнах и на некоторых других дневных службах, то потому, что эти службы суть те же всенощные. Это показано будет в 4 части, в главе 14, §5.

«Аллилуиа» вместо «Бог Господь»

Аллилуиа означает прежде всего хвалу Божию, потом то же самое, что и Бог Господь. Симеон Солунский (в гл. 347) говорит: «аллилуиа значит пришествие Бога, хождение и явление Его, и есть высокая похвала Его Домостроительства. Посему-то оно и поется часто, поется и перед Евангелием, так как аллилуиа означает присутствие Христово. Грядет Бог, – как бы так говорит оно, – Который пришел и опять имеет приити с небес». О сем пространнее см. ниже (§10). Песнь аллилуиа в Великий пост поется на всех утренях, вместо Бог Господь. Симеон Солунский (в гл. 337) говорит: «в дни же постные аллилуиа полагается вместо прокимна (Бог Господь), означает хвалу Божию, пришествие Божие и: Господь грядет; ибо оно выражает как первое, так и второе пришествие Спасителя; означает Его страдание и восстание, выражая, что грядет Господь пострадать и восстать нас ради, и опять придет в последнее время судить всю землю. Посему и мы, заботясь о себе, скорбя о грехах наших и ожидая Господа, должны очищать себя, стараться не торжествовать или праздновать, но в плаче взывать к Богу, восхвалять Его, призывать и ожидать Его пришествия».

Тропарь

Глаголется тропарь. Разные писатели от различных слов производят слово тропарь. Одни от слова τρόπος – нрав, образ жизни: потому что тропарь есть песнь, изображающая образ жизни святого или описание праздника. Иные от τροπαῖον – трофей или знак победы: потому что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника. Иные от τρόπος – троп, употребление известного слова не в собственном значении, а в значении другого предмета, по некоторому их между собою сходству: потому что такое употребление очень часто усматривается в тропарях, например: святые уподобляются звезде, отрасли благочестивого корня, лучам и проч.; а иногда соединяется в нем одно действие с другим, наиболее – земное с небесным и человеческое с божественным, как видно из тропарей на праздники Преображения и Успения. Другие от τρέπομαι – меняюсь, потому что тропари поются попеременно, то на одном, то на другом клиросе, и канонарх в это время переходит от одного клироса к другому. Последние же и справедливее всего производят сие слово от τρεπω – обращаю, поелику тропари, а особенно в стихирах и канонах, превращаются различными способами, т.е. поются на различные гласы, приспособлены бывают к ирмосам и никогда не поются на один какой-нибудь голос. Марк Ефесский пишет: «тропари называем так от τρέπω – обращаю; потому что они всегда составляются по известному образцу и поются приспособительно к другим песням и известным образом (то есть на глас). Их же иногда называем стихирами, потому что пред ними поются стихи, взятые из псалмов Давидовых, или из другой какой-нибудь книги». Согласно с сим и Зонара слово тропарь производит от глагола τρέπω. Он пишет: «тропари называются так потому, что обращаются – τρεπόμενα – к ирмосам и к ним относятся, или потому, что в пении обращают – τρέπονται – голос поющих к пению и размеру ирмосов: ибо, если голос поющих не будет соответствовать напеву ирмосов, то никогда не будет согласного и приятного пения, и нельзя уже будет назвать такое пение сладкопением, но будет неприятный, безобразный и отвратительный крик». И новейшие писатели следуют тому же мнению. Некто из них пишет: «тропари обращаются – τρέπονται – к ирмосам, и ирмос служит им примерным и окончательным образцом».

Стихословие

Обычное стихословие. В Уставе (лист 2) показано: тоже стихологисуем Псалтирь на глас 8-й первую кафисму. Посему стихословие Псалтири и стихословить Псалтирь, значит – петь по стихам Псалтирь на обоих клиросах. Это ясно доказывает Кедрин, в истории IV века: «в двадцать третие лето царствования Константина», пишет он, «Флавиан, епископ антиохийский, разделив лики певцев, первый научил попеременно петь Давидово псалмопение». Это же стихословие описывает Василий Великий в 204 письме: «потому», говорит он, «восставши от молитвы, переходят к псалмопению». И иногда, разделившись на две половины, поют, одни отвечая другим, утверждаясь таким образом в слове Божием и умножая в себе внимание и смирение сердца. Наконец, опять один начинает петь, и за ним другие снова поют низким голосом».

«Аллилуиа» при стихословии

В стихословии после некоторых псалмов прилагается слава и ныне и аллилуиа. Первыми двумя словами, то есть слава и ныне, славословят вообще все три Лица Святой Троицы, а последним – аллилуиа проповедуются два пришествия Христова, первое, уже исполнившееся – Его воплощение, и второе – будущее Его пришествие. Симеон Солунский (в гл. 309) говорит: «и так, по порядку Псалтири, совершается стихословие. После же трех псалмов бывает славословие с аллилуиа; Троице – словами: слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу; а воплощению Слова – словом аллилуиа, означающими Бог грядет; и потому оно означает как первое явление Спасителя на земле, во плоти и нищете бывшее, так и последнее, ожидаемое нами со славою с небес».

«Аллилуиа» говорится трижды

Почему здесь аллилуиа, означающее первое и второе пришествие Христово, поется трижды, а не дважды, то это бывает по той же причине, по которой и Приидите, покланимся, обращаемое к единому Христу, произносится трижды, о чем сказано выше (в гл. 1, §12). По окончании стихословия, пред каноном, пятидесятый псалом не стихословится на обоих ликах.

«Помилуй мя, Боже» не стихословится

Василий Великий в вышеприведенном месте говорит: «И так, проведши ночь в разных песнопениях, на рассвете все вообще, как бы одними устами и одним сердцем, воспевают Господу покаянный псалом (пятидесятый), и всякий слова его применяет к самому себе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *