Дары Святые освящаются сначала на предложении
Таже отшедши в предложение. Начиная литургию, священник сначала лице свое, а потом и самую жертву приготовляет и располагает к тому. Доселе говорили мы об одеждах, которыми украшаются служащие и которые служат выражением святости. Теперь должно обратить внимание наше на жертву, назначаемую к священнодействию и приготовляемую для сего с особенным обрядом. Что это приготовление жертвы нигде не может быть кроме предложения, то показывает самый чин. Предложение «есть то место в алтаре, на котором предлагаются Святые Дары, в первый раз жремые, и прежде нежели перенесены будут на престол для священнодействия, получают здесь первое освящение или проскомидию, чрез священнические молитвы и чрез священный обряд, над ними совершаемый».
Умовение рук
Умывают руки. Прежде, нежели иерей и диакон начали одеваться, они были умыты. Но теперь опять делают то же. Св. Кирилл Иерусалимский в пятом тайноводственном поучении пишет: «вы видели диакона, подающего умыться иерею и другим пресвитерам, окружающим жертвенник Божий; но подавал он воду отнюдь не для омытия телесной скверны. Да не будет; ибо мы с плотскою скверною не ходим в церковь. Но умовение рук знаменует, что вам должно очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо, как руки суть образ действия, то умывающие их изображают свою чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли блаженного Давида, который таинственно открывает то же самое: умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи? Итак, умывать руки значит быть неповинным осуждению за грехи». Св. Герман говорит: «умовение рук внушает иереям, что к святой трапезе мы должны приступать с чистою совестию, умом и помыслом (это руки душ наших), со страхом, кротостию и сердечным расположением». О сем смотри и в литургии Златоустого (§28).
Диакон говорит: «Благослови, владыко»
Благослови, владыко. Когда диакон начинает производить какое-нибудь новое и таинственное дело, всегда приходит к священнику и просит от него на то дело благословения, показывая чрез это свое смирение пред священником: ибо тот и другой исполняют дело и служение Божие, при котором особенно необходимо смирение и покорность низшего высшему.
Просфора
Просфора на проскомидии есть хлеб квасный, который относительно настоящего и будущего приношения или освящения получает имя просфоры или приношения. Сия просфора всегда бывает составлена из двух частей и есть двусоставная. О чем смотри в 1 части, гл. 1, §4.
Копие
Святое копие. Копием называется нож, употребляемый для разделения частей в просфоре; и в настоящем жертвоприношении оно представляет то копие, которым воин прободал ребро Господне. Св. Герман говорит: «вместо копия, которым сотник Лонгин прободал на кресте Христа» – это копие.

На просфоре печать и слова
Печать на просфоре изображает крест, который напечатлевается на всех просфорах с прибавлением слов, означающих победу Христову: // Iс. Хр. ника. Сентября 14 дня в Четьи-Минеи показано: «христолюбивый царь Константин устрои честные три кресты от драгих вещей и написа на них златыми письмены словеса сия: Iс. Хр. ника – сие есть – побеждай, и постави един крест в Цареграде, к востоку на торжищи высоко; другий крест постави верху червленного столпа римского на братолюбнем месте; третий вознесе на мраморном месте зело краснем на хлебопродании». Никифор же (в книге 8, гл. 32) повествует, что на первом из сих крестов написано было Iс., на втором Хр., а на третьем ника. От этих как бы собственных названий и получили такое название кресты. И самые те места, где кресты эти стояли, назывались этими же именами. Слова эти, написанные Константином на трех крестах, греки соединили потом вместе и начали употреблять на всех крестах.

На просфоре печать круглая или четвероугольная
Печать на просфоре бывает иногда круглая, иногда четвероугольная; круглая означает тот кинсон, или ту дидрахму и статир, о котором упоминается у евангелиста Матфея (Мф.17:24, 27), и есть как бы цена нашего искупления. А знаменование четвероугольной печати, каковая и должна быть на всех просфорах, смотри ниже (§33).
На проскомидии воспоминается страдание Христово
В воспоминание Господа. Христос, преподавая Тайную вечерю ученикам, сказал: сие есть Тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22). А святой апостол Павел сии слова Христовы так изъясняет: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, Дóндеже приидет (1Кор.11:26). По сей заповеди Господней и по объяснению св. апостола Павла, священник при самом начале приношения (проскомидии), которое есть и начало литургии, ясно начинает воспоминать страдания Христовы, что и доказывает, знаменуя просфору крестом. Симеон Солунский (в гл. 84) пишет: «иерей, взяв один из принесенных хлебов, знаменует его копием крестовидно, изображая этим спасительную страсть Христа, и воспоминает Его страдания, и трижды говорит: в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, показывая прежде всего, что он совершает по преданию Иисуса Христа». Хотя таким образом священник начинает здесь воспоминать страдание Христово: однако должно знать, что здесь воспоминаются и другие дела Христовы. Ибо мы никак не можем вспомнить смерти Спасителя, ежели в начале не изобразим рождения Его, проповедания Евангелия, избрания апостолов, а потом и прочих дел, которые Господь совершил после Своего страдания и смерти, то есть воскресения, вознесения и ниспослания Святого Духа, и того, для чего пострадал и распялся.
Литургия содержит все таинства вочеловечения Христова
Посему церковь и рассудила служить литургию таким образом, чтобы она содержала в себе все таинства вочеловечения Сына Божия и все дела Его, которые Он сотворил и явил для нас от начала до конца земной жизни, то есть, от рождества Своего до вознесения, седения одесную Бога и Отца, и ниспослания Духа Святого на учеников Своих и апостолов. Такой порядок дел Христовых, кроме других святых отцев, особенно сохранили и предали в литургии Василий Великий и Златоуст. Эти отцы в достохвальном чине литургии изложили в священных словах и в чувственных знаках сначала рождение Христа Спасителя, потом жизнь Его и смерть, и наконец все то, что исполнилось после смерти Иисуса Христа; все это представили они в таинственных знаках так, как будто мы видим это своими очами, дабы чада церкви, смотря на них, приобретали невещественные и небесные познания. Они представили начало жизни Христовой в первых действиях литургии, дела, случившиеся между рождением и смертию, в средине, а последние в конце. То есть, прежде освящения Даров воспоминаются только те дела, которые Христос соделал, доколе еще был жив; при самом же освящении по большей части воспоминаются Его смерть, воскресение и вознесение; а после освящения – исполнение обетования Отца, то есть ниспослание Святого Духа на апостолов и чрез них призвание и обращение язычников, и соединение всех людей в едино тело или церковь. Иеремия патриарх говорит: «начальные дела Христовы изображаются в первых частях священнодействия, средние во вторых, а прочие в последних». Итак, все тайнодействие есть как бы образ одного тела, которое представляет всю земную жизнь Спасителя и предлагает зрению все ее части, от начала до конца, между собою соединенные и правильно расположенные. Посему, хотя при начале проскомидии воспоминаются не одни страдания и смерть Христовы, но исчисляются и многие Его дела, которые Он соделал на земле при жизни и по смерти: но все дела эти имеют прямое отношение к страданию и смерти Его. В этом смысле св. Герман написал: «знайте все иереи, предстоящие святому жертвеннику и священнодействующие бескровную жертву, что мы возвещаем животворные страсти (Христовы)».