Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павел

(29 июня / 12 июля)

Cвятой Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской (Ин. 1:40-42) и братом святого Апостола Андрея Первозванного, который и привёл его ко Христу. Святой Пётр был женат и имел дом в Капернауме (Мф. 8:14). Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Еннисаретском (Лк. 5:8), он при всяком случае выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Заведеевыми (Лк. 9:28).
Сильный, пламенный духом и решительный, он, естественно, занял первое место в лике Христовых Апостолов. Он первый решительно исповедовал Господа Иисуса Христа Христом,  то есть Мессией (Мф. 16:16), и за это удостоился наименования Камнем (Петром). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16:18).
Троекратное отречение своё от Господа святой Пётр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего, по Своём воскресении, Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Ин. 21:15-17). Пётр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив к Христу 3000 душ, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого от рождения в храме, обратил ещё 5000 (Деян. 2 гл. и 3-4 гл.).
Первая часть Книги Деяний, 1-12 главы, рассказывает о его Апостольской деятельности. Апостол Пётр предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по Палестинскому, Финикийскому и Сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии иудеям и прозелитам, потом в Египте, Греции, Италии и был в Риме, затем посетил северную Африку и город Карфаген. Святой Пётр был преимущественно «Апостолом обрезанных» (Гал. 2:7) ( т. е. уверовавших евреев). Святым апостолом Петром было написано 2 Соборных послания.
В своих Соборных посланиях Апостол Пётр наитием Духа Святого свидетельствует          о том, что христиане должны жить в истинной вере в Господа Бога Иисуса Христа. Это подтверждают его слова: «Скорбь приближает нас к Богу, исцеляет душу от страстей», «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах», «Облекитесь смиренномудрием (евангельский образ мыслей, евангельский нрав), потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Святой Апостол Пётр также пишет об отношениях в семье: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям (1 Пет. 3:1), да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3:3)», «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3:7)», «Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1 Пет. 3: 8-9)», «Господа Бога святите в сердцах ваших (1 Пет. 3:15)».
К концу своей жизни святой Пётр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину, вместе с апостолом Павлом, в 67 г., будучи распят вниз головой.

Святой Апостол Павел был евреем из колена Вениаминова. Он родился в киликийском городе Тарсе около 10 года по Рождеству Христову в одной из общин еврейской диаспоры, слепо преданной заветам отцов. Мальчик был назван Савлом и, благодаря происхождению своего отца, пользовался привилегированным положением римского гражданина. Но его пламенная преданность Закону побудила родителей отправить сына в Иерусалим, где он примкнул к фарисеям. Савл разделял ненависть своих отцов к христианам, которых считал опасными преступниками, грешащими против Закона. В его присутствии святой Стефан был забит камнями, и Савл одобрил это. Горя яростью, Савл входил в дома, вытаскивал оттуда мужчин и женщин и бросал в тюрьму. Он получил от первосвященника рекомендательные письма и отправился в синагогу в Дамаск, чтобы всех последователей Христа, которых найдет там, вязать и приводить в Иерусалим.
На пути в Дамаск Савл был внезапно поражен ослепительным светом с неба. Он упал и услышал голос, вопрошающий, почему он гонит Его. После того как Савл спросил, кто Он, голос ответил, что Он Иисус, которого гонит Савл, и повелел идти в город. Савл поднялся с земли, но внезапно ослеп. Один из спутников привел его в Дамаск за руку. Там он пробыл три дня без еды и питья, пока один ученик по имени Анания (память 1 октября), извещенный ангелом, не пришел к нему и не возложил на него руки во имя Иисусово, чтобы вернуть зрение и крестить.
Так святой Павел сразу же стал другим человеком, исполненным Духа Святого. Он стал возвещать в синагогах об Иисусе, Сыне Божием, к великому изумлению иудеев, которые слышали о нем как о яростном враге христиан. В конце концов они условились убить его, но святой Павел был вовремя предупрежден и бежал из города. Затем он отправился в Аравию, к востоку от Иордана (см.: Гал. 1: 17), и провел там два года в отшельничестве, посте и молитве, приготовляясь к апостольским трудам. Господь многократно являлся ему в видениях и откровениях. Однажды он даже был восхищен до третьего неба и там слышал неизреченные слова, которые прежде него не слышал никто из людей (см.: 2. Кор. 12: 1–4).
Тем не менее святой Павел нисколько не возгордился тем отличием, о котором свидетельствовали эти откровения. Он тем больше подвизался в евангельском служении с пылом, который заставлял его пренебрежительно относиться ко всякой опасности. Однако все скорби святого Павла служили только к его славе, и он радовался обидам и преследованиям, которые ему приходилось претерпевать за Христа. Апостол приходил в немощи и в страхе и в великом трепете, и проповедь его была не в человеческой мудрости. Он был «незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2: 2).
Вторая часть Книги Деяний, 13-28 главы, повествует о деятельности святого Апостола Павла среди язычников и о распространении им учения Христова за пределами Палестины. Святой Апостол Павел предпринимал путешествия на Кипр, в Малую Азию, Антиохию, Иконию, Листр, Дервии и обратным путём — до Антиохии. Во время своих путешествий и проповедей Апостол претерпевал много скорбей за Господа. Семь раз он был заключен в тюрьму, пять раз его бичевали иудеи, три раза били палками, один раз побили камнями, трижды он терпел кораблекрушение (см.: 2 Кор. 11: 25). По его словам: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11: 26–28). Когда Павел изгнал беса из одной рабыни, изрекавшей предсказания, ее хозяева, лишившись надежды на доход, донесли на Павла и Силу городским властям. Их обвинили, избили и бросили в темницу с колодками на ногах. Около полуночи апостолы воспевали хвалы Господу. Вдруг сильное землетрясение поколебало основание темницы, оковы упали с узников и двери отворились сами собой. Видя это чудо, тюремщик тотчас попросил апостолов крестить его вместе со всей его семьей.
Апостолом Павлом были составлены 14 посланий, из них 11 — к разным Церквям и народам и 3 пастырских послания к Тимофею и Титу. В них он так же, как и Апостол Пётр, учил, как должно жить христианину в этом мире, как любить Господа своего и как относиться к другим людям. Апостол Павел говорит, что нужно любить людей, молиться за них, не любить поступки, грех, а не самого человека. Он пишет: «Облекитесь … в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно … как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:13)», «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14)», «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию (Кол. 3:16)». Апостол пишет: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны (Рим. 12:11-12)».
Апостол  был арестован (67) при неизвестных обстоятельствах и препровожден в Рим. Вместе с ним был только святой Лука. Из своей мрачной, холодной и сырой темницы он писал: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» (2 Тим. 4: 6–8). После того как святой Павел был, как римский гражданин, подвергнут суду, его приговорили к смерти. Неподалеку от города, на Остийской дороге, святому апостолу Павлу отрубили голову. По преданию, она, упав, трижды ударилась о землю, и из этих мест забили три источника.

Церковь Христова трудами святых всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла утвердилась среди иудеев в Палестине, согласно с предначертаниями самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в передней Азии и южной Европе. Книга Деяний ярко свидетельствует, что проповедь Апостолов — это дело не человеческое, но дело Божье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *