Из истории Троицкого Смоленского собора.

Строительство Троицкой церкви

Строительство церкви началось два века тому назад, в царствование Екатерины II, которая утвердила генеральный план участка земли ранее находящегося за городовым валом, то есть длинной земляной насыпью. Так, на тогдашнем плане появились нынешние современные улицы Пушкинская, Среднемосковская, Ф. Энгельса. Согласно этому плану была перенесена главная дорога, по которой ездили в Москву. Перенесена она была со Старо-Московской улицы на Большую Московскую, которая после строительства стала второй по важности городской магистралью, и по которой направлялись торговые экипажи в разные города России.  Городская магистраль, по обеим сторонам была застроена жилыми домами дворян и купцов, последние на первых этажах своих домов непременно держали торговые лавки. Дома тогда стоились из камня, были прочными и красивыми, не похожими друг на друга, как сейчас, да и камень был не то, что сейчас, серый кирпич или блок. Но все же тогдашнему новому облику центральной улицы чего-то хватало… Конечно же не хватало храма.

Весной 1779 года по ходатайству правящего воронежского епископа Тихона  III (Малинина), Синод русской православной церкви разрешил строительство новой церкви во имя Святой Троицы. Губернатор Потапов дал указание отвести место за городским валом для строительства будущей церкви. Строительство началось в том же 1779 году. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений, кстати, уроженец Воронежской губернии, говоря об истории Троицкой церкви, отмечал, что она «вновь начата строением в 1779 году». В связи с высказываниями митрополита можно предположить, что Троицкая церковь ранее уже была в городе, но по каким-то причинам ко времени строительства новой она перестала действовать. Смею предположить, что старая церковь была выстроена на другом месте, из дерева, как и многие другие церкви в старину, а поэтому могла сгореть, что происходило в те времена довольно-таки часто.  

К сожалению, не дошли до нашего времени ни документы, свидетельствующие о строительстве новой каменой церкви, ни ее проект. Не известен нам и архитектор. Не можем мы узнать, кто виновен, в том, что 30 июля 1789 года почти достроенная церковь обрушилась, осталась невредимой лишь трапезная, состоящая из одного этажа. Вот и задумаешься, много ли изменилось в настоящее время, с приходом новых строительных технологий. Здания, как и тогда рушатся, виновные не находятся…

В трапезной в 1781 освятили придел в честь Смоленской иконы Божией Матери, которая стала, по сути, действующей церковью. Затем бывшая трапезная неоднократно ремонтировалась, перестраивалась, и в 1795 году придел был вторично освящен. Видимо, наученные «горьким» опытом строители, вскоре после обрушения старого здания начали тщательно и добросовестно возводить новое здание Троицкой церкви, которая вскоре стала собором. Работа по строительству велась долго, перед началом её был составлен новый проект. Архитектор его разработавший, как и предыдущий, нам также не известен, не дошли до нас и новые чертежи собора.  Отстроено новое здание без внутренней отделки было в 1805 году, а до 1822 года велись работы по внутренней отделке здания. В 1818 году построили трехъярусную колокольню. Троицкий собор был очень красив и величественен, выстроен в стиле ампир или поздний классицизм. Купол его имел высоту 52 с половиной аршина (37 метров), а колокольня — 57 аршин (40,5 метра). В 1858 году были проведены работы по реконструкции собора, построена система отопления, он стал отапливаться амосовскими пневматическими печами, был произведен ремонт внутренней отделки, стены отделали под мрамор, снаружи собора по обе стороны над боковыми входами устроили фронтоны с четырьмя колоннами. В таком виде собор простоял до революции, и ничего в его внешнем виде не менялось.

Автор, вышедшей в 1922 году книге «Старый Воронеж», Ю. Успенский описывал собор вот такими словами: «Великолепные, выступающие из стен здания портики, опирающиеся на роскошные коринфские колонны, с соответственными пилястрами на стенах храма, украшают нижний четверик корпуса собора. Второй этаж храма представляет из себя куб с усеченными углами; стены и усеченные углы украшены стройными колоннами; на верху вазы; обширные полукруглые окна с мелким переплетом. Особенно хороша колокольня. Под нижним, украшенным портиком, ярусом стоит полуярус с большими рустованными нишами; над ним — ярус с ионическими элегантными портиками на четырех колоннах, и верхний ярус с тремя колоннами по углам, увенчанный стройным куполом с часами и шпилем».

Троицкий собор в 19 веке

Троицкая Смоленская церковь была церковью совсем недолго, потому, что в 1836 году главный городской собор, коим являлся Благовещанский, стал собором Митрофановского монастыря и утратил значение приходского. Кафедральным собором стал Смоленский храм. Смоленский храм в то время, был самым красивым в городе, так как воронежские власти того времени не скупились  на его строительство.

В смоленском храме находилась особо чтимый список иконы Смоленской Божией Матери. Икона была престольной, написана в XVII веке и находилась прежде в ризнице епископа Митрофана.

Благодаря жертвователям, среди которых были титулованные особы и богатые купцы, храм по истине выглядел величественно и благолепно. Среди жертвователей были почетные горожане: графиня Анна Орлова-Чесменская (1785-1848), которая, судя по сохранившимся источникам, завещала собору три тысячи серебром, купец Антон Михайлов (1804-1874), купчиха Александра Андронова (1816-1883), сестра поэта Алексея Васильевича Кольцова, а также семейство не менее знаменитого на весь мир воронежского поэта Ивана Савича Никитина. Никитины были постоянными прихожанами Троицкого Смоленского собора.

На колокольне собора были устроены большие часы, которые били каждую четверть часа, а также вызванивали мелодичным звоном минуты. Их звон доносился на всю округу. В то время они были единственными часами с наружным циферблатом и боем.

Имя еще одного известного человека, уроженца земли воронежской, связано с Троицким Смоленским собором, это Андрей Платонович Платонов. В созданной, в 1896 году при соборе приходской школе, учился будущий писатель, который был еще в нем и крещен по принадлежности, так семья Платоновых проживала в слободе Ямской.

Известно, что собор занимался активной благотворительной деятельностью, так в 1858 году при соборе устроили богадельню, в 1893 году учредили попечительство о нуждах несостоятельных прихожан.

Кафедральный собор имел большой штат служителей, в него входили настоятель в сане протоиерея, ключарь, два священника, протодиакон, два иподиакона, два псаломщика, архиерейский хор, который пел на клиросе. Собор имел большое количество имущества. В собственности у него были 112 десятин земли, с которых собор имел солидный доход, поскольку сдавал землю в аренду.  Из казны выделялись значительные средства, которые шли на жалование штатным служителям. Есть документальные подтверждения, что на ремонт собора ежегодно выделялись денежные средства в размере четырех тысяч ста пятидесяти одного рубля в год.

Спустя полвека в соборе был устроен придел во имя святителя Николая. По штату 1805 года настоятелем храма был протоиерей и одновременно профессор семинарии Иван Зацепин (ок. 1777 — после 1853), с ним служили священник Прохор Смирнский (1763 — после 1815), диакон Иакинф Попов (ок. 1759 — после 1809), два дьячка и два пономаря. Приход насчитывал 173 дома, 713 душ мужского пола и 800 женского.

Первым настоятелем с момента преобразования Троицкой Смоленской церкви в кафедральный собор был протоиерей Михаил Подзорский (1783-1851), который прослужил в соборе до своей смерти, с ним служили ключарь Михаил Скрябин (1810-1893), священники Владимир Замятнин (1790-1847), который приходился прадедом всемирно известного  археолога Сергея Замятнина. Служили в соборе Михаил Тимофеев († 1861). После смерти первого настоятеля Подзорского, его место занял протоиерей Павел Эсманский (1808-1863). С 1900 года настоятелем собора состоял протоиерей Алексий Спасский (1849-1920). Протоирей Алексий около пятнадцати лет прослужил ректором воронежской духовной семинарии. Был очень умён и образован. В 1907 году воронежцы избрали его в Государственную думу третьего созыва, он служил депутатом от партии октябристов. С октября 1907 по 1912 год большей частью пребывал в Петербурге, куда его призывали обязанности депутата III Государственной Думы. В 1913 году он стал первым и единственным в Воронеже митрофорным протоиереем. Был расстрелян в 1920 году, вместе с другими воронежскими священниками.

Еще одним депутатом Государственной Думы, только четвертого созыва был избран служитель Смоленского собора, ключарь отец Георгий Алферов (1858-1923), он служил в соборе с 1900 года. Обязанности депутатов отнимали у служителей много времени, они часто выезжали в Петербург, где тогда находилась Дума, поэтому их обязанности зачастую выполняли другие священники – отец Андрей Скрябин, который служил в соборе с 1887 года, и отец Василий Милованов, состоявший в штате и служивший с июля 1906 года. Старостой собора был купец Николай Иншаков.

Троицкий Смоленский собор в начале 20 века

На начало двадцатого века Троцкий Смоленский собор насчитывал более двух тысяч прихожан, среди которых были в основном богатые и известные, и не только в Воронеже, люди.

Если посмотреть сохранившиеся до нашего времени фотографии и открытки утраченного собора, то можно понять, что собор представлял собой целый комплекс, состоящий из огромной территории. По нашим меркам территория собора составляла более четырех тысяч квадратных метров.  На территории собора местным купцам в аренду сдавалось одиннадцать двухэтажных лавок, которые приносили немалый доход, как купцам, так и собору. Шесть каменных домов причта, также входили в соборный комплекс. Смоленский собор вполне мог бы стать главным собором Воронежа, но первое место в нашем городе занимал все же Благовещенский монастырский храм, поскольку Архиепископ Анастасий, возглавлявший Воронежскую Епархию в то время, жил в монастыре и чаще всего служил там. В Троицком соборе архиепископ служил реже. Обязательно Владыко служил в Троицком соборе на престольный праздник.

В соборе в течение лишь 1900 года служили: священники (кафедральный протоиерей Иоанн Васильевич Адамов, ключарь собора протоиерей Павел Алексеевич Орлов, протоиерей Митрофан Иванович Романовский, вышеупомянутый Андрей Михайлович Скрябин, епархиальный наблюдатель протоиерей Василий Платонович Дорошевский), диаконы (протодиакон Александр Николаевич Евфимов, Василий Попов, Павел Мануйлов, Петр Жидков) и два псаломщика (Евгений Акимов и Василий Комаров).

Троицкий Смоленский собор после революции 1917года

После революции 1917года Троицкий Смоленский собор действовал до 1932 года и то, во многом, только потому, что был занят обновленцами. В декабре 1918 по требованию новой безбожной власти из собора было изъято огромное количество ценностей, по составленным реестрам значилось более 30 единиц имущества. Это богослужебные сосуды, кресты, потиры, лампады, евангелия и иконы в серебряных окладах. Многие годы имущество собиралось служителями собора, и не только жертвовалось состоятельными прихожанами, но и приобреталось за счет пожертвований малообеспеченных горожан. Так, в числе драгоценностей, согласно составленным реестрам значился позолоченный ковш, пожертвованный купцом Иваном Титовым, который его купеческому роду был подарен, императрицей Анной Иоанновной.

На этом разграбление собора советской властью не закончилось. В 1921-1922 годах было изъято имущество в фонд помощи голодающим, которое отправили в Москву. Вывезли около 200 килограммов золотых и серебряных изделий, которые потом были переплавлены и проданы неизвестно куда.

С 1920 года служение в соборе было значительно затруднено, а потом и вовсе кафедральный собор оказался в руках обновленцев. В 1922-1923 году в соборе устроили пастырские курсы для священников-обновленцев, которым тоже не суждено было долго пробыть в соборе.

2 марта 1932 года власти приняли следующее решение: «Принимая во внимание, что в наказах избирателей 30/31 годов горсовету имелся целый ряд требований о закрытии Смоленского собора; имеется материал (протоколы собраний заводских и общественных организаций и подписи их до 10 тысяч человек), требующий закрытия Смоленского собора; по перепланировке Воронежа все место, на котором находится собор и прилегающие к нему здания, отводятся под новое строительство со сносом всех построек на этом месте, — решение горсовета от 21.2.1932 года о закрытии Смоленского собора утвердить. Собор передать управлению по постройке магистрали Москва — Донбасс для конторы, чертежной и технической библиотеки».

Так оборвалась почти столетняя история нашего кафедрального собора.

По приказам безбожной власти, в соборе, вплоть до 1960 года, располагались железнодорожное управление, хлебопекарный завод № 3.

В 1941 году планировалось снести еще существовавший купол колокольни и на реконструированной башни установить бывшие «михайловские часы». Но этого не удалось осуществить, потому, что началась Великая Отечественная Война. В годы войны здание собора, как и многие другие здания Воронежа, было сильно разрушено. Бомбами были подорваны колокольня, разбит купол. В 1943 году удалось немного подремонтировать здание, и там снова заработал хлебозавод.

«Мерзость запустения», вот, что можно было сказать про когда-то выделявшийся своим благолепием, собор. Повсюду грязь и сырость, от которой отваливалась наспех замазанная штукатурка, и уже невозможно было забыть, что именно в этом здании служились службы Творцу, так как повсюду смотрели на рабочих хлебозавода Святые Божьи Угодники, напоминая о неотвратимом наказании за попрание веры православной.

Но и после пережитой войны, люди не одумались. Собор так и не восстановили. И на месте окончательно снесенного собора построили безликое однообразное здание, которое занял научно-исследовательский институт связи.

 

Настоятели, ключари Троицкого Смоленского собора

Михаил Перцев (1779 — 1794)

Уар Ненарокомов (1795 — 1800)

Димитрий Малинин (1800 — 1802)

Иоанн Зацепин (1802 — 1806)

Прохор Смирнский (1807 — 1815)

Алексий Лебедев (1815 — 1831)

Владимир Замятнин (1831 — 1836)

Михаил Подзорский (1 сентября 1836 — 19 мая 1851)

Михаил Скрябин (1836 — 1844)

Владимир Замятин (1844 — 1847)

Павел Эсманский (1847 — 1851)

Павел Эсманский (1851 — 6 февраля 1863)

Евфимий Светозаров (1851 — 1863)

Михаил Скрябин (февраль 1863 — 16 сентября 1887)

Алексий Попов (1863 — 29 октября 1872)

Иоанн Адамов (1872 — 16 сентября 1887)

Иоанн Адамов (16 сентября 1887 — 5 июня 1900)

Павел Орлов (16 сентября 1887 — 14 декабря 1900)

Алексий Спасский (18 июля 1900 — 1920)

Георгий Алфёров (21 декабря 1900 — 1920)

Георгий Алфёров (1920 — 1923)

Пётр Сергеев (1922 — 25 марта 1923)

Тихон Попов (1923 — 1928)

Иоанн Аскоченский (1928 — 1932)

Приемником Троицо-Смоленского собора стал храм во Имя Святой Живоначальной Троицы,

Приход храма основан в 2000г, храм строился с 2001 по 2017г, освящен 1 октября 2017г. Святыней храма является Икона Божией Матери «Троеручица». Настоятель храма протоиерей Александр Дубанов. Текст по истории храма находится на стадии набора и в скором времени появится на сайте, просим ваших молитв.

This slideshow requires JavaScript.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *