Чин священной и Божественной литургии

 

Чин литургии

Все звания сего мира, дела человеческие, обряды церковные, законы, происшедшие от Божественной Премудрости, доказывают, равно как и все твари, Богом созданные, свидетельствуют, что вообще во всех вещах и делах есть известный чин и порядок. Посему нисколько неудивительно, если и святейшее и по вдохновению Духа Святого в церкви установленное, великолепнейшее священнодействие литургии, священнодействие, совершаемое христианами и даже самими ангельскими чинами с благоговением уважаемое, имеет также свой чин. Ежели звания мирские, дела человеческие и все твари заимствуют красоту свою от чина, то и литургия, означающая то служение, которого основатель и совершатель есть Христос Господь, Сын Божий, в котором Превечному Богу Отцу приносится честнейшая жертва, возносящая к Богу, – должна славиться также своим чином. Ибо это священное и Божественное служение, для совершения которого посвященные люди отделяются от человеческих званий и возводятся в божественный лик, – это служение делает всех священными и святыми, сохраняет и украшает их; оно почитается ангелами, неведомо язычникам, созерцается умами благочестивыми и просвещенными небесным светом, созерцается со святым страхом и трепетом духа. Посему внимательными очами и умом, просвещенным от божественного и священного вдохновения, да зрится здесь чин священныя и Божественныя литургии.

От чего происходит слово: Литургия

Литургия происходит от слова λεῖτον – общество, и ἐ’ργον – дело; из сих слов составленное слово: литургия – означает, во-первых, исполнение всякого общественного долга, по знанию; во-вторых, – какое-нибудь священное и церковное и священником совершаемое действие, а особенно – священнодействие Божественной и Тайной вечери.

Литургия есть Тайная вечеря, Евхаристия и общение

Здесь слово литургия принимается в последнем смысле. Сия Тайная вечеря или литургия, по учению закона евангельского, относительно жертвы, в ней приносимой, есть одна, но относительно различных видов и плодов, ею приносимых, бывает многообразна. Так она есть литургия почитательная потому что чрез сию Тайную вечерю почитается Бог, начало и конец всех тварей, которые приносятся в честь Его под образом Святых Даров; – умилостивительная: поелику жертва сия умилостивляет и легко к нам приклоняет величество Божие, оскорбленное грехами нашими; – благодарственная: ибо приносится в благодарение Богу за Его благодеяния, а посему и называется Евхаристиею, т.е. благодарением; – молительная: поелику чрез эту службу молим о помощи Небесной и получаем ее. Сверх сего, сия же Тайная вечеря или литургия называется и причащением. Симеон Солунский (в гл. 78) пишет: «так рассуждали апостольские и божественные мужи о священной литургии, которую равноапостольный Дионисий называет Евхаристиею и общением (причащением). Причащение есть соединение Бога с нами, обожение нас, освящение, полнота благодати, осияние, отгнание всего противного, подаяние всякого блага и прочее тому подобное; оно есть сорастворение и общение с Богом, таинство таинств, освящение святых, истинно святое святых, жертва всех жертв, жрец и жертва. Ибо жертву эту соделал и предал нам един Жрец Слово, и Сам Он здесь есть та жертва, которую преподал нам, да пребывает с нами всегда». И (в гл. 37): «причащение соединяет нас с Самим Владыкою, и мы по истине приобщаемся Его Плоти и Крови. И как чрез снедь мы умерли и лишились рая и Бога: так и жизнь вечную получаем опять чрез причащение снеди, и, отложивши тление, соединяемся с Бессмертным, бывшим нас ради смертным».

Откуда взят чин литургии?

Бываемыя сице в велицей церкви и во святей горе. Под именем великия церкви разумеется великая патриаршая церковь св. Софии в Цареграде, а под именем святыя горы – Афонская гора, славящаяся строгим соблюдением церковного устава. Когда греки, до изобретения книгопечатания, довольствовались рукописными литургиями, тогда, по вольности ли своей или по другим причинам, не убоялись вносить в сей чин и в самую литургию новые слова и новые действия, и даже – исполнять их на самом деле. Особенно на западе и в других областях, подчиненных власти западной римской церкви, прибавлены к литургии в угодность тем же римлянам необычайные нововведения. А потому в различных странах литургии имели между собою много отличий. Но настоящая литургия есть именно та, которая совершается в патриаршей великой церкви и во св. Афонской горе.

Литургия есть священнодействие и тайнодействие

Хотяй священник Божественное совершити тайнодействие. В начале этой статьи (устава) литургия называется тайнодействием, а на конце именуется еще и священнодействием. Все эти три названия, т.е. литургия, тайнодействие, священнодействие, следующие по порядку одно за другим, выражают различные обстоятельства, как то: свойство, причину и цель сей службы.

Литургия значит служба и есть обязанность общая, обязующая всех людей к почитанию Бога. Священнодействие есть святейшее служение, получившее начало от Самого Сына Божия и установленное для освящения сынов человеческих. Тайнодействие же есть такое служение, которое возводит ум наш к познанию сокровенных тайн, то есть, хотя и скрывает под покровом обрядов деяния и страдания Христовы, и под видом хлеба и вина – Самого Христа: но вместе с тем таинственно дает видеть Его и даже, чрез чувственное вкушение небесной пищи (Св. Даров), влагает в нас таинственный залог и надежду наследовать жизнь небесную. Объяснение последнего из этих наименований смотри ниже (гл. 8, §1).

Литургия начинается до полудня в разные часы

Времени же наставшу. Временем к начатию литургии восточные христиане считают третий, а по нашему счислению девятый час утра; они боятся приступить к жертвоприношению прежде того времени, когда Христос Господь осужден был на крест. Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) находит и другую причину сему обычаю. «В это время дня, в третьем часу», пишет он, «Утешитель видимым образом сошел на апостолов и показал им Троический и совершенный Свет, а чрез это и нас научил, что час единоименный с Божественною Троицею (третий) должно посвящать совершению священнодействия в честь Триипостасного Божества». Но Паисий, патриарх цареградский, на вопрос о сем деле, в грамоте, присланной в Москву и напечатанной в Скрижали, написал: «что же о времени литургии вопрошаете, глаголем: добре творите, от третьего часа дне по правилам начинающе. Но не есть определено так, чтобы не имети воли служити во ин час, токмо в третий. Ибо и во святый и Великий день Светлый, и во дни Рождества Христова и святого Богоявления, еще нощи сущи бывает литургия; и в Великий четверток и в Великую субботу прияхом служити при вечери некиих ради таинств дней оных, о них же весть ныне глаголати; и в монастырех неусыпаемых мало не на всяк час служаху. Сего ради, аще и прейдет час или и прежде третьяго часа за некую поспешную нужду, да не прейдет литургию, якоже и мы имамы обычай в церквах наших: зане благодать Духа не определяется от лет времен».

По сей причине и в Уставе (лист 15) повелевается для начатия литургии переменять дневные часы; но начинать литургию после полудня никак не должно. Ибо всякая литургия есть служение того дня, который начинается с вечера или с полудня прошедшего дня, и доходит не долее, как до полудня настоящего. О чем смотри часть 1, гл. 13, §6; и часть 4, глава 16, §2.

Христиане на молитве обращаются к востоку

Пред святыми дверьми. Все христиане обращаются для молитвы к одной восточной стране мира, о чем сказано в сей части (гл. 1, §20); потому-то здесь священник и диакон пред святыми дверьми молятся.

Икона Христова и Богородичная на иконостасе

К иконе Христовой. В храмах, если смотреть от святых дверей к народу или от востока к западу, находятся на левой стороне икона Христова, а на правой икона Пресвятой Богородицы. Не по этой ли причине пишутся на одной иконе апостолы Петр на левой, а Павел на правой стороне, если также смотреть от востока к западу? Об иконе Богородичной подобное сему смотри ниже (§38).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *