Благовещение

Благовещение: Ожидание Спасения…

Предлагаю вам, дорогие братья и сестры, некоторые размышления о Событии Благовещения.
Три очерка, три важных и больших темы.
И подборка фотографий из моего недавнего паломничества в эти Святые места.

Вновь и вновь мысленно возвращаюсь в Назарет, сегодня шумный арабский городок. Но это мне совсем не мешает видеть и чувствовать город другим. Таким, каким он был 2 тысячи лет назад, когда сюда слетел с Небес Ангел.

Давайте и мы прикоснемся к этой великой тайне и радости Событию Боговоплощения.

История человечества есть история развития в мире греха. Однако темной линии противостоит иная, светлая, линия. Это линия лучших из людей, которые всею своею жизнью противостояли греху и злу, алкали и жаждали Правды Божией.​

Но человек понимал, что своими силами победить грех и зло невозможно. Человеческая природа настолько обессилела за те тысячелетия, в течение которых человек пребывал в греховном помрачении, что собственными силами преодолеть детерминизм, влечение греха не может.​

Человек ждал Спасителя!

Спасителя ждали иудеи. Спасителя ждали язычники. Разочарованный в своих религиозных заблуждениях, измученный сомнениями и неверием, ум язычника времени, ближайшего к Пришествию Спасителя, лихорадочно и страстно искал единого, истинного, достопокланяемого Бога и, утомившись в этих поисках, как бы остановился в тяжелом раздумьи над страшным вопросом: где же истина, и есть ли она вообще?

Совесть язычника, попранная изысканными беззакониями, властно предъявила ему свои права, вскрыла пред его пробужденным сознанием бездну, над которой он стоял, и заставила его застонать громким стоном под бременем греха и в безысходной тоске спрашивать себя: где же спасение, и возможно ли оно вообще?

По свидетельству римских историков Светония и Тацита, во времена, близкие Пришествию Христову, между римлянами и другими языческими народами ходила молва, что на Востоке скоро появится царь, который покорит мир. Римские поэты воспевали ожидаемое появление чудесного избавителя. Вергилий воспевал младенца, с приходом которого восстановится древний золотой век.

Самой большой напряженности эти мессианские ожидания достигли в Израиле. В написанном незадолго до Рождества Христова документе «Сивиллины книги» говорится, что скоро явится царь, который положит конец войнам на земле, язычники, которые восстанут против Иерусалима, погибнут. Кумраниты, иудейские отшельники, уже разработали подробный секретный план и карты своего наступления на врагов Божиих, чтоб, как только придет Мессия-Спаситель, встать под Его знамена.

И вот тогда Господь послал Ангела в город Назарет. Св. Григорий Богослов так изображает начало Благовещения: «Призвав для благовестия великой тайны Воплощения Сына Божьего Гавриила, одного из первых Ангелов, Бог изрек ему: “иди, Гавриил, и будь слугою страшного и сокровенного таинства, послужи чуду. Движимый любовью, Я спешу взыскать заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему человека, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мною созданную. Жилище Рая пусто, Дерево Жизни охраняется пламенным мечем, место сладости и блаженства закрыто. Хочу помиловать бедствующего и связать врага. Иди к Деве Марии… иди к святилищу, для Меня предуготованному”».
О явлении Ангела Марии мы знаем из Евангелия от Луки. Почему именно Лука сообщает нам об этом? Тому есть несколько причин.
Лука, как он сам сообщает, решил написать свое Евангелие «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк. 1, 3). Поэтому в своем сочинении он использовал известные в его время рассказы о Божией Матери, о родителях Иоанна Крестителя.

Существуют древние предания, что Лука (а он был учеником Ап. Павла) был лично знаком с Божией Матерью. В таком случае, он мог все это слышать и из Ее уст.
И еще: Евангелист Лука был греком. Возможно, именно поэтому он уделяет больше, чем другие Евангелисты, внимания участию женщин в священных событиях. Иудаизм (как и ислам) являются религиями, в которых приветствуется преобладание мужчины над женщиной. До сего дня, например, каждый иудей в своей утренней молитве шахарит не забывает поблагодарить Бога за то, что Он не сотворил его «язычником, рабом или женщиной». Женщины благодарят Бога лишь за то, что Он сотворил их «по своей воле».

Лука сообщает нам о том, что именно женщины были первыми, кто помогал Ученикам в их служении материально, отдавая на это собственные средства. В этой группе были «Мария, называемая Магдалиною… и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему (Иисусу) имением своим» (8, 2-3). Именно Лука упоминает о группе женщин, следовавших за Христом, когда Он шел на Крест (23, 49), и о женщинах, которые «последовали… и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (23, 55). Лука рассказывает, как женщины принесли ко Гробу благовония и ароматы (23, 56) и быстрее мужчин признали Воскресение Христа (24, 1,10). У Луки, в его Книге Деяний, где сообщается о жизни первохристианской общины, сказано, что Апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Лишь Лука такое пристальное внимание уделяет месту и роли женщин в священных событиях Явления Христова, и именно поэтому, вероятней всего, он обратил свой взгляд на Мать Иисуса, Марию. Он собирал предания о Ней, возможно, сам с Нею встречался.

DSC00726.JPG

В IV веке, на месте встречи Марии с Ангелом, у городского колодца, был построен храм. Об этом великолепном храме, в котором находится колодец со студеной водой, сообщает русский паломник игумен Даниил, посетивший Назарет в 1113 году.
Однако вскоре храм этот был осквернен и опустошен. Дважды Назарет был захвачен турками. В 1187 году его взяли войска Саладдина. Через сорок лет по договору христианам возвратили город. Но в 1263 году его захватили и полностью разорили войска султана Бибара. Многие из жителей-христиан, отказавшиеся принять ислам, были убиты. В 1336 году турки обратили опустошенную церковь Благовещения с колодцем в живодерню и свалку падали. Вскоре храм был разрушен совершенно, и на его месте осталась лишь груда камней, поросшая мхом и травой.
В конце XVIII века храм удалось восстановить. Колодец был очищен, и из него вновь потекла сладкая ледяная вода, из камней прежнего пышного собора был построен маленький православный храм св. Архангела Гавриила.
На фотографии: мы стоим у этого храма, под сводами которого находится городской назаретский колодец.

DSC00735.JPG
Процарапанные надписи на стенах, оставленные паломниками со всего мира.

к2.JPG
Надпись, которая перед вами, сделана русским паломником в 18-м веке.
Надо заметить, что оставлять такие надписи считалось делом благочестивым, а не неприличным, как сейчас.

к3.JPG
Вот он, храм Архангела Гавриила над Источником внутри. Сегодня это приход Александрийской Православной Церкви.

к4.JPG
Царские врата и свечи, зажженные благочестивыми паломниками, приехавшими поклониться месту Благовещения.

к5.JPG
По ступенькам спускаемся к колодцу, расположенному в особой нише. Как вы знаете, город все время поднимается за счет так называемого
«культурного слоя». Храм построен на высоте нынешнего культурного слоя, а культурный слой времен Богоматери ниже, там, где течет источник.

к6.JPG
Забранный декоративной решеткой источник, из которого пила Божия Матерь, Сам Спаситель.
По древнему преданию, именно здесь, у источника, Архангел и явился Богоматери.

к7.JPG
Струит свои воды назаретский источник. А для удобства паломников от этого источника
вода отведена по трубе наверх. Таким образом, можем напиться и набрать этой воды и мы.

к8.JPG
Старинная храмовая икона Благовещения.

к9.JPG
Палатки, сувениры… Несомненно, что подобные товары продавались на этой площади и во времена Богоматери.
Городская площадь с колодцем считалась ключевым местом любого древнего городка.

Благовещение: Явление Ангела Деве (начало)

Евангелист Лука так начинает рассказ о Пришествии в мир Спасителя: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1, 26-29).

По иудейским обычаям, девушка, по достижении ею двенадцатилетнего возраста, могла быть обручена с мужчиной. На практике девушки обручались в четырнадцать-пятнадцать лет.​

Год обрученные не жили вместе, каждый оставался в доме родителей. Обрученные считались женихом и невестой. Они могли встречаться, общаться, но только в присутствии посторонних лиц. Примерно через год устраивалась пышная свадьба, длившаяся иногда больше недели.
Если девушка в период помолвки оказывалась беременной, жених мог обвинить ее перед священником, и тогда молодой женщине грозила смерть – ее побивали камнями.
Жених мог и отпустить неверную невесту, расстаться с ней, дав ей разводное письмо. Опозоренная девушка оставалась в своем доме, под защитой родителей. На нее ложилось пятно, которое уже невозможно будет смыть…​

В Евангелии мы читаем, как Марию обручили Иосифу. Некоторые предания говорят, что это был немолодой человек, имевший от первого брака несколько детей. В таком случае Мария будет хозяйкой: она будет стирать, готовить, ухаживать за домом и за детьми. Иногда предполагают, что Иосиф, беря в жены молодую девушку, желал остаться хранителем Ее девства.​

Другие предания предполагают, что Иосиф был обычным молодым мужчиной. И с Марией он собирался вступить в обычный брак: чтобы создать семью, родить и воспитать детей.​

Как было на самом деле, мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Возможна любая из гипотез. В Палестине времен Марии и Иисуса, действительно, были девушки, посвятившие свою жизнь Богу и давшие обет девства. Благочестивый и богобоязненный мужчина мог вступить в брак с такой девушкой, чтобы беречь ее девство.​

Но следует помнить и другое. Чаще всего девство не считалось чем-то выдающимся. Напротив, благочестивый человек должен был исполнить слова священного Божьего повеления: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28) и «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2, 24).​

Мы знаем лишь то, что молодая девушка была обручена Иосифу. И вот в один из дней, когда Она жила еще в доме родителей, перед Марией предстал Ангел Господень и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Иногда говорят, что Ангел лишь приветствовал Марию. Он обратился к ней со словом радуйся. По-гречески радуйся звучит как хайрэ. Хайре – это просто «здравствуй». Так и сегодня, встречаясь, приветствуют друг друга греки.

Но Ангел не просто здоровается с Марией. Он пожелал ей именно радоваться!
Как вы знаете, события, описываемые в Евангелиях, происходили в Палестине. Лишь позже Евангелист описал их по-гречески, по-гречески передав подлинные прозвучавшие тогда слова. Ангел обратился к Марии по-еврейски. Он не просто поздоровался с нею, он не сказал ей: «Шалом», т.е. «Мир тебе» – традиционное еврейское приветствие. Ангел обратился к Марии словами вдохновенного ветхозаветного гимна… Он сказал ей именно радуйся (др. евр. ранни).

И сердце юной и прекрасной Марии затрепетало. Она узнала слова из пророчества… Прочитаем стихи 14-16 3-й главы книги пророка Софония: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима
Что произошло? Читаем дальше: «Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя…»

Гимн Софонии – свидетельство примирения Бога с человеком. Приговор наказания отменен. Господь посреди тебя, то есть вселяется в Свой народ.
К еврейской девушке обращается Ангел, напоминая Ей с детства знакомые слова радости и надежды.

И далее: «благословенна Ты между женами»! Это можно понять как то, что Мария, эта дочь человеческая, избрана из всех женщин мира. Избрана, чтобы послужить великой цели Боговоплощения.

«Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Скорее не смутилась, а была потрясена. И рассуждала: что значит это приветствие Ангела?

Обратим внимание на одну деталь. Мария, увидев Ангела, не испугалась. Тот же Лука, рассказывающий о явлении Ангела Марии, сообщает, как Ангел явился священнику Захарии, и на Захарию «напал страх» (Лк. 1, 12).
Но Ангел, испугавший священника, не испугал молодую девушку. Почему? Святые отцы говорят, что, вероятно, Мария не впервые встретилась с Ангелом.

Мы ничего не знаем достоверно о жизни Марии до того, как Она стала Матерью Спасителя мира. Предание говорит, что еще в трехлетнем возрасте Она была приведена в Иерусалимский Храм и посвящена там Богу. У нас даже есть праздник, который называется «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».
В любом случае, несомненно, что эта девушка с младенчества жила в особой атмосфере богобоязненности, тихой молитвы и чистоты. Она полюбила Богообщение и молитвенные размышления с самого раннего возраста. И присутствие Горнего мира, потустороннего, Она, возможно, ощущала не единожды. Мария поистине благословенна между женами.
Но это не особая любовь Божия к некой избраннице. У Бога нет любимчиков. Православное Предание говорит, что Мария стала достойной быть Матерью Господа ввиду чистоты Ее жизни и высокой Ее веры.

И далее Ангел говорит Марии: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1, 30-31).
Невозможно представить, что в эти минуты такого потрясающего ангельского приветствия испытывала Мария…

Она спрашивает Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Что это, неверие?
Блаженный Феофилакт отвечает: «Дева сказала это не потому, что Она как бы не поверила, но потому, что Она как мудрая и разумная желала узнать образ настоящего события: ибо ничего подобного не бывало прежде сего, ни после сего не будет…».

Ангел отвечает девушке: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. …ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». (Лк. 1, 35,37)

Совершенно непонятно, каким образом Дух Божий может осенить юную Марию, чтобы Она восприняла во чреве новую жизнь. Как можно зачать от Духа Святого? На все попытки проникнуть за завесу тайны прекрасно отвечает св. Иоанн Златоуст: «Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух?.. Ни Архангел Гавриил, ни апостол не могли более ничего сказать, кроме того, что Родившееся есть от Духа. Но как и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что это было невозможно».

А далее послушаем святого Апостола Луку: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).
Обратим внимание: на то, чтобы воплотиться, Господь спрашивает согласия у земного человека, у девушки. Архангел, явившийся с Вестью от Бога, что Мария обрела у Него благодать, может стать достойной Матерью Сына Божьего, стоит и ждет ответа человека. И лишь когда она смиренно склоняет голову: се, то есть вот, Я Раба Господня, тогда у Нее под сердцем загорается пламя Жизни.
Размышляя над простыми словами Марии, св. Афанасий Александрийский, живший через триста лет после Евангельского Благовещения, записал: «Всесвятая Дева, сказав: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему», – выразила тем следующее:: «Я скрижаль (т.е. доска для писания), на которой Писец пишет, что угодно Ему»».

Момент согласия Марии стать Матерью Господа был моментом Воплощения. С первых секунд, когда Ее осенил Дух Святой, Она приняла в Себя Жизнь. И эта Жизнь начала, как всякий земной ребенок, обрастать плотью, укрепляться и возрастать.

Мы верим, что любая секунда жизни эмбриона во чреве матери – это жизнь маленького полноценного человека. То же мы можем сказать и о Господе. Момент прихода Бога в мир – это не момент Рождества Христова, а момент Благовещения.
Отличие зачатия Иисуса Христа от зачатия обычных людей – в том, что в случае с обычным человеком душа не существует до зачатия. Никакого предсуществования душ, или перевоплощения ранее существовавших душ, Церковь не знает. Момент зачатия младенца, когда создается новая клетка, есть момент появления во Вселенной и новой, уникальной, неповторимой личности. Но Христос существовал и до Воплощения. Он всегда существовал и лишь принял 2 тысячи лет назад человеческую природу.

Вспомним текст из Евангелия от Иоанна: «…сказали ему иудеи: Тебе нет еще и пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 57-58).
Итак, в зарождающемся Сыне Человеческом происходит исторически однократный процесс Воплощения в мир Сына Божьего.Сын Божий становится Сыном Человеческим.

В Символе христианской веры мы читаем такую лаконичную формулу: «Верую в единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божьего… ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком» (рус.).

Благовещение – событие Вочеловечения, начало земного пути нашего Господа. По замыслу Древней Церкви, день Благовещения был установлен в день весеннего равноденствия. Христос – это духовное Солнце людей. С этого дня светлое время преобладает над темным, Бог изгоняет тьму из мира.

Девять месяцев рос Младенец во чреве Матери. Мир готовился принять Мессию. Мы привыкли говорить: Иисус Христос. Но Христос – это не фамилия. Христос – это титул. Греческое Христос (евр. Машиах) означает Помазанник. Это тот, кто определен Богом на некое высокое служение. В древнем Израиле масло возливалось на голову тем, кто принимал служение царя, пророка и священника. Они были помазаниками, они – от Бога! Иисус – воистину Христос, Он объединяет в Себе все три перечисленные служения. Он послан в мир, чтобы приобщить мир и человека к Богу: стать Царем мира, Пророком Царства Божьего, наступающего на земле, и Священником… Священник – это тот, через кого мир вступает в отношения с Богом. Иисус – Абсолютный Священник. Он звено, соединяющее творение с Творцом Вселенной.

Мир не знал, что Мессия уже здесь, что он вынашивается человеком. До конца этого не понимали даже Его Мать и Иосиф. Евангелист Матфей сообщает, что, когда Иосиф узнал о беременности Марии, он был неприятно удивлен и смущен. Не желая предавать невесту на смерть, Иосиф, «будучи праведен и не желая огласить Ее», хотел тайно отпустить Марию в дом родителей, дав Ей разводное письмо.

«Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20-21).
И далее – характерная деталь, показывающая нам силу веры Иосифа: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою» (Мф. 1, 24). Иосиф не рассуждает. Он доверяет Богу и повинуется Его воле.

И Мария, и Иосиф прислушивались к тому, что происходит. Замыслы Божии были от них сокрыты, о многом они могли только догадываться…

Несколько фотозарисовок современного Назарета

г1.JPG
Площадь, на которой был городской колодец, считалась основной городской площадью. Здесь стояли лавки, что-то продавалось. Пока не пришла твоя очередь набирать воду, можно было скоротать время в тени.
Поразительно, но и сегодня эта площадь живет в том же ритме. Только лавки и магазинчики современные.

г2.JPG
Кафе у городского источника.

г3.JPG
Свежевыжатый гранатовый сок.

г4.JPG
Обычно 2-3 доллара…

г5.JPG

Идем через старый город. Здесь даже на канализационных люки изображен Назаретский источник.

г6.JPG
Заглядываю в мастерскую современного плотника. Вспомним, что когда-то здесь жил и плотничал Иосиф
супруг Богоматери.

г7.JPG
Правда, материалы и технологии сегодня другие.

г8.JPG
Идем по центральному Назаретскому рынку. Свежие овощи, фрукты. За 15 шекелей (около 5-6 долларов) я здесь купил килограмм сочных и душистых авокадо.

г9.JPG
Тенты, тряпки… от палящего восточного солнца.

г10.JPG
И минареты. Все-таки Назарет
преимущественно мусульманский город.

г11.JPG

Благовещение 3: Что значит, что Иисус Христос
«зачат от Духа Святого»? (предыдущая глава)

Центральное обетование рассказа о Благовещении, а, может быть, и центральное обетование вообще всей человеческой истории, – слова Ангела: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; почему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35).

В Ветхом Завете Дух Божий – творческая сила Божия. Он есть Тот, Кто носился при Сотворении мира и животворил, образовывал первозданную материю, преобразовывал хаос в космос. Но Творением мира задача Духа не исчерпана. Он и ныне «наполняет вселенную и все объемлет» (Прем. 1, 7).
Что означает «осенение Духом» Марии?

В рассказе о Благовещении это осенение понимается многоразлично.​

Дух Святый – найдет.

Сила Всевышнего – осенит.​
Тут подчеркиваются два момента: найдет и осенит. Первое слово обычно применялось к пророкам и выдающимся героям Ветхого Завета. На них находил,или снисходил, Дух Святой, делая их участниками замыслов и дел Божиих, укрепляя их, наполняя силою.
Второе слово – осенит – еще более замечательно. Это «осенение» – в прямом смысле от славянского сень (откуда сени), то есть шатер, палатка. Древнегреческое слово скиния указывает на священную палатку, Свое присутствие в которой Бог показывал облаком, сходившим на палатку во время богослужения. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40, 34-38).​
Пойдем далее: Если мы внимательно почитаем 4-ю главу пророка Исаии, то увидим, как, прозревая будущее, пророк описывает наступление новой эры. Это очень маленькая глава, всего 6 стихов. Позволю себе привести их не целиком, а сделать выписки: «В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе… Оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми… Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров».​

В этом тексте Исаия предсказывает суд – возмездие грешникам и награду праведникам. Но, читая его пророчество, в этих словах и выражениях вдруг с трепетом узнаешь новозаветные мотивы. Я специально выписал их:

Явится в красоте и чести…
Плод земли – в величии и славе…
Будут именоваться святыми…
Господь омоет скверну дочерей Сиона…
И сотворит Господь …облако и дым…
Над всем чтимым будет покров.

Как будто читаешь о Благовещении, о том, как через дочь Сиона – Марию – будет очищена скверна всех женщин мира, как произрастет на нашей земле Отрасль Господа, плод чрева Богоматери. И опять – тема осенения: над всем чтимым будет покров. Важно, что здесь пророк Исаия тему осенения Духом связывает не с прошлым (событием Исхода евреев из Египта и их скинией-палаткой), а с будущими временами!
Похоже, в Благовещении Марии они как раз и наступили!

Но есть и еще одно, может быть, самое главное.
Дух Святой в Библии предстает, прежде всего, как Податель жизни (в православной молитве Святому Духу – Царю Небесный… жизни подателю). Животворящая сила Духа была особенно действенна при оживлении первого человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2, 7). Хотя в этом предложении и нет термина «дух», однако действие «дуновения» указывает на Его присутствие. Так понимал это и Иов: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33, 4). То же самое было открыто и Иезекиилю в видении костей сухих. Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество на сухие кости: «Так говорит Господь Бог: вот я введу дух в вас, и оживете» (Иез 37, 5). О том же утверждает и древний Псалмопевец: «Пошлешь Дух Твой – созидаются (живые существа. – прот. К. П.)» (Пс. 103, 30).

Именно это Евангелист Лука и имеет в виду в описании Благовещения: Дух Святой как Дух-Творец снизошел на Марию, осенил, объял Ее и образовал в Ее утробе Богочеловеческую природу Иисуса, Сына Божия и отныне – Сына Человеческого. Как говорит св. Николай Кавасила: «Как только Дева дала ответ Богу – Се, Раба Господня, – Она принимает Духа, созидающего эту единобожную плоть». Дух, действовавший при сотворении первого Адама действует и при создании Адама Нового.​
Уже два тысячелетия рассказ о чудесном зачатии Божией Матери людьми нецерковными комментируется иронично: Господь – Небесный супруг Марии, как же Отец поучаствовал в этом зачатии?..​
Это происходит оттого, что Евангельский рассказ рассматривают в плоскости языческих мифов и легенд. А там много раз говорится о браках и плотских союзах небожителей с людьми. И в этих языческих текстах Божество выступает как оплодотворяющая, зачинающая сила и, тем самым, в той или иной мере наделяется аспектом пола и оказывается «отцом» младенца в некоем физическом смысле.​
Но Рождение Сына Божия от Девы – явление совершенно иного порядка. И параллели этого события следует искать не в языческих мифах, но в ветхозаветном богословии.​
Согласно же библейскому и святоотеческому богословию, Бог Отец называется Отцом не только по отношению ко Иисусу Христу, то есть Воплотившемуся Второму Лицу Троицы. Бог Отец – всегда Отец для Сына; Бог Сын, по слову Учения Церкви, предвечно (то есть всегда) рождается от Бога Отца.​
Значит, зачатие Сына от Духа Святого не есть какое-то физическое воздействие Бога на Марию, оно не имеет ничего общего с человеческим зачатием. Православное богословие говорит, что Сын вселился во утробу Богоматери.​
Это произошло не без Его собственной воли, как происходит со всяким младенцем человеческого рода. Не просто указом Отца Небесного, а и по Своей воле Он вселился в утробу земной девушки.​
Сформулируем так: Логос, Второе Лицо Святой Троицы (или, как сегодня понятней, Вторая Личность Святой Троицы), Сын Божий, Который предвечно (всегда) рождается от Отца и пребывает с Отцом и Духом, изволением и Отца, и Своим Собственным, силою Духа Святого вселился в девичью утробу.​
Бог никоим образом не становится биологическим отцом Иисуса, Христос – не частично от матери, частично от отца, как бывает при обычном человеческом зачатии. Соответственно, Он не наполовину человек – наполовину Бог.​
В этом смысле акт зачатия от Духа Святого совершенно отличен от всякого земного зачатия. Просто, когда Дух Святой объял Марию, в Ней вспыхнула новая жизнь. Эта Жизнь — Бог Сын, который сплелся с человеческой природой. Навсегда.​
Момент согласия Марии стать Матерью Господа был моментом Воплощения. С первых секунд, когда Ее осенил Дух Святой, Она приняла в Себя жизнь. И эта Жизнь в Ее утробе начала возрастать и укрепляться.​
Несколько фотографий, сделанных мною в Назарете, в храме, построенном на месте, где стоял дом Иосифа, в котором жили Божия Матерь и Иисус.

Согласно католическим представлениям, именно в этом месте произошло явление Архангела Гавриила Божией Матери и здесь Она произнесла слова «Се, Раба Господня…»

Но теперь подумаем логично. Этот дом с первых веков христианства почитался как дом Иосифа, в котором жила Божия Матерь. Так о нем говорят и сегодня. Но могло ли здесь произойти Благовещение, если обрученная девушка не могла жить в доме своего обручника до свадьбы? Мы же помним, что зачатие Божией Матери произошло в то время, когда она еще не была законной женой Иосифа. Тогда каким образом оно могло произойти в доме Иосифа?..
Оно могло произойти у городского источника (и именно об этом я говорю в записи
«Благовещение 1»). Или, например, в доме родителей Марии. Но не в доме обручника, потому что до свадьбы невеста не имела права жить вместе с женихом в его доме.

И почему тогда католики считают этот домместом Благовещения?
Дом, где жили Мария с Иисусом, где вырос Спасителя
да, но не место Благовещения.

Зайдем в этот храм и поклонимся местам, связанным с событиями жизни Божией Матери и детства Спасителя.

х1.JPG
Мы у входа в Базилику Благовещения.
Построенный в 1960-е годы, этот собор удивляет новизной подхода к традиционным темам.

х2.JPG
Огромный двор украшен мозаичными иконами Божией Матери всех стран и народов.

х3.JPG
Входим под своды этого величественного храма.

х4.JPG
В центре храма
престол, на котором совершается Литургия, в глубине, за решеткой, то, что осталось от дома Иосифа. Сюда Иосиф после заключения брака привел свою молодую жену. Вот только одно «но»: во чреве Марии уже была жизнь Богомладенца.

х5.JPG
Подсвечники в виде колючих палестинских растений указывают на нелегкую жизнь Марии с Иосифом.

х6.JPG
Величественный, похожий на звезду купол.
«Распахнутое небо…» – прошептала одна из наших паломниц. Совершенно согласен!

х7.JPG
Вот он, удивительный грот. Всмотритесь в эту фотографию. Перед вами
подлинные остатки дома, в котором вырос Иисус Христос.
На престоле можно заметить латинскую надпись: «Здесь Слово стало плотью».

х8.JPG
Еще один, общий вид внутреннего пространства собора.

х9.JPG
По многоцветному полу, как по дивному волшебному ковру, идем к выходу.

х10.JPG
И арабская вывеска близ храма, которая утверждает, что нет Бога, кроме Аллаха, и что истина
в исламе.

х11.JPG
«Ударим по вашим святыням нашими ценностями!» Похоже, именно этими соображениями руководствовались арабы-мусульмане, которые рядом с собором Благовещения разместили вот такой макет шавермы (в Москве говорят: шаурмы).
Схожесть этой шавермы, как мне кажется, с храмом неслучайна: это сделано намеренно.

х12.JPG
Уезжаем из крикливого арабского городка Назарета. Когда-то, изгнанный из своего родного города, Спаситель вздохнул:
«Нет пророка в своем отечестве». И сегодня, спустя 2 тысячи лет, Ему так же, как и тогда, в Его родном городе нет места.

Священник Константин Пархоменко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *