Чин священной и Божественной литургии

Литургия начинается воспоминанием рождества Христова

В себе моляшеся. Выше (в §40) сказано было, что в предложении воспоминаются четыре обстоятельства, т.е. рождество Христово, страдание, престол благодати и престол суда.

Пред литургиею иерей тайно говорит: «слава в вышних Богу»

И здесь иерей, став пред святою трапезою, начинает Божественную литургию воспоминанием рождества Христова следующим образом: во-первых, покадив святое предложение и святую трапезу, благодарит Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который как восхотел и повелел, так и исполнилось; потом, воспоминая человеколюбие Его, иерей тайно воспевает ту славу, которую некогда при рождении Иисуса воспели ангелы, т.е. читает про себя: Слава в вышних Богу.

Завеса открывается

Поелику ангелы только пастырям открыли рождение Иисусово, то для показания того, что рождение Спасителя и Его смотрение не познал дольный мир, т.е. народ, но только силы горние и боговидцы, коим было открыто, каковы были пророки, патриархи, Дева, Иосиф, пастыри и волхвы, – для показания сего, иерей оставляет затворенными нижние или внешние двери, т.е. царские врата, а открывает только завесу, т.е. горние двери. Ибо завеса у некоторых писателей называется горними дверями, как сказано в 1 ч., гл. 8, §2.

Священник целует Евангелие, а диакон трапезу

Таже целует священник убо святое Евангелие, диакон же святую трапезу. Святое Евангелие, полагаемое всегда на средине трапезы, означает Христа Царя, седящего на престоле, о чем сказано в 1 ч., гл. 3, §2. По сей причине священник, приступая к престолу, воздает честь Христу целованием Евангелия, а диакон, зная свое униженное звание, довольствуется только прикосновением к трапезе.

«Время сотворити Господеви»

Время сотворити Господеви. Диакон, держа орарь и указывая им на трапезу, предлагает священнику начать священнодействие Божественного и страшного таинства и Господними словами дает знать священнику, чтобы он, думая о славе Божией, приготовил себя к совершению сего доброго и святого дела. А потому и говорит: время сотворити Господеви. Слово сотворити взято из слов, сказанных Самим Христом, при установлении сего священнодействия: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).

Диакон пред началом литургии просит о себе молитв

Помолися о мне, владыко. Диакон, совершенно знает величие Божие, устрашается и, дабы законно совершить свое служение, просит священника помолиться о себе. Священник словами кающегося разбойника, висевшего при кровавом священнодействии, умоляет Христа помиловать на небесах того, которого Сам же Он избрал для служения бескровному сему таинству.

Проскомидию совершает один младший иерей

Действо проскомидии один иерей токмо творит. Когда литургию совершают многие священники, то те, кои занимают первые места, не приступают к совершению проскомидии. Но все действо оной проскомидии совершает един токмо иерей, занимающий последнее место. Иерей этот совершает как бы предисловие священнодействия, или лучше, он показывает прообразовательные гадания, действия и предсказания пророков; потому, что в предложении иерей воспоминает о заклании и смерти Христовой, предсказанных Исаиею и другими пророками. А когда приготовляет Дары, тогда исполняет как бы дела Крестителя, бывшего пред самым пришествием Христовым, потому что Креститель учил о Христе, проповедывал о Нем и служил Ему. Посему и проскомидию совершает младший иерей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *